olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Categories:

О родном языке

ЮНЕСКО объявила 21 февраля Международным днём родного языка – и эта тема показалась Вашему покорному слуге настолько значительной, что сегодня предлагается отвлечься от исторических событий… в конце концов, разве их надлежащее изложение не менее важно? Как мы помним, Карамзин, в сущности, был историком-самоучкой – но зато блестящим беллетристом: и вот вам результат: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную», свидетельствует А. С. наш Пушкин, невзирая на известные трения этих великих людей…

…Впрочем, о сложных взаимоотношениях двух официальных прародителей русского языка поговорим в другой раз – а вот что происходит с их детищем?..



…А происходит – Прогресс! Именно он атаковал незыблемые, казалось бы, языковые нормы. Причём, как минимум, с двух сторон.

Существовало такое понятие, как «автоматическая грамотность» – наверно, кто-нибудь ещё помнит?.. В любом случае – суть в том, что если человек регулярно читает, то он достаточно грамотно пишет. При этом не может объяснить, почему… рефлекс! Постоянно видя перед собой правильные сочетания букв и знаков, мы волей-неволей кое-что запоминаем… Вероятно, многие обращали внимание – представители старшего поколения практически не делают ошибок – при этом никаких филфаков они не заканчивали. Просто, так уж вышло. Да и школа в советские времена нажимала на письменные работы, так что зрительный навык успешно превращался в мануальный.



Кстати, о письменных работах… Изложений и сочинений действительно было много. В современной школе (невзирая на вдруг грянувшие перемены) их мало – и это очень плохо, поскольку именно творческие работы развивали умение связно излагать свои мысли в письменном виде. (Ну, пусть необязательно свои…) Однако, отличие тех сочинений от современных «рефератов», которые творятся с помощью функций «скопировать» и «вставить» очевидна! (Вопросом остаётся – что делают учителя с этими ещё тёплыми от принтера листками, которые различаются, в основном, реквизитами «авторов»? Неужели на полном серьёзе «проверяют»? Сдача в макулатуру и растопка печей, вроде бы, неактуальны…)

Но дело, разумеется, не только в творческих работах, и не в том, что мы пишем – а в том, что читаем!.. Читаем же мы СМС, электронные письма, чаты, тексты в интернете – и таким образом, вместо заботливо выверенных корректором сочетаний букв и знаков, воспринимаем и запоминаем то, что наваял любой из наших знакомых – часто при этом торопясь, и не попадая по клавишам. Таким образом, получается «автоматическая грамотность наоборот»  – из нашего обихода не просто изымаются «правильные» образцы – их место занимают неправильные! А зрительную память не обманешь – она, знай себе, работает…



(Вы скажете – есть «Ворд»? Штука, конечно, небесполезная…)

Отчего возник в своё время воляпюк, названный почему-то «албанским языком»? От бессилия… писать грамотно не могу – но хочется! …А начну-ка я писать прикольно! Почему он, в основном, сошёл на нет? Потому что выполнил свою функцию. Приколы кончились. Табу взломано, пишем, как можем – и вся недолга…

...Мы упомянули редакторов – да осталась ли ещё такая профессия? Почитайте интернет-версии вполне солидных газет. (Печатные, почему-то, в основном, держатся – хотя и не всегда). Посмотрите на «бегущие строки», которыми портят нам зрение большинство телеканалов – и даже там вы заметите множество ляпов или откровенных ошибок.



Вот мы и дошли до телевизора –  второго (но не по значению!) врага русского языка. Он выполняет свою часть работы. Если компьютеры и прочие девайсы разрушают наше представление о речи письменной, то  ТВ «отвечает» за устную...

Некоторые ещё помнят, что тоталитарное телевидение было довольно скучным, а каналов имелось всего два… Но! Ежедневное прослушивание новостей, независимо от их содержания, вполне можно было приравнять к прохождению продвинутого курса орфоэпии. Таков был профессионализм дикторов – даже при чтении сводок об успехах оленеводов. Где те дикторы? А оленеводы?..

Теперь неприлично иметь меньше ста каналов. И на каждом из них, время от времени, говорят. Причём зачастую вживую. Оставим в стороне «кашу во рту» –  хотя у иных телезвёзд этих каш, как минимум, две. Поговорим о неряшливости речи, о нюансах произношения, о том же ударении, о речевых ошибках… хотя – что о них говорить? Они есть. И если новости федеральных каналов ещё как-то держатся, то во всех остальных программах мы слышим ровно то же, что и на улице. И это ещё – смотря, какая улица…



А бесчисленные ток-шоу? А импровизированные интервью «с места происшествия» или «в кулуарах»? Вы скажете: прямой эфир – живая кровь телевидения? Да кто же против! Мы совсем о другом. О том, что, объективно, поток неправильной речи  с экрана стал доминантой, а, значит, нам нечем корректировать собственную. Да и зачем – если все так говорят? Думские депутаты, бизнесмены, высокие чиновники – просто успешные люди, наконец? Получается, правильная речь для успеха необязательна?..

PS. Получается так… другой вопрос – насколько это критично?.. В конце концов, язык – материя живая, текучая. Можно брюзжать, что он деградирует – а вдруг это развитие? В конце концов, популярности упомянутого Карамзина весьма способствовала простота и разговорность изложения… для тех времён, само собой! Впрочем, это – совсем другая история…




Спасибо shatff
@

Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 405
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author