olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

О гражданской авиации – а также стоматологах и дантистах

Сегодня – День гражданской авиации России – а дата связана с постановлением Совета Труда и Обороны «Об организации Совета по гражданской авиации» от 9 февраля 1923 года. …Звучит скучновато – но, увы, ничего подходящего в более отдалённые времена (скажем, Петра нашего Великого), по понятным причинам, найти невозможно…



…Хотя, исторически первым по-настоящему гражданским самолётом следует признать творение Игоря Сикорского – «Илью Муромца». Гигант с тридцатиметровым размахом крыльев поднимали несерьёзные по нынешним временам четыре двигателя по сто «лошадок» каждый… Однако задуман он был именно как пассажирский лайнер класса «люкс» – с освещением, отоплением, спальней – и даже ванной с туалетом! (Из излишеств имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»!) Среди множества рекордов будущего бомбардировщика – полёт с шестнадцатью пассажирами и одной собакой суммарным весом почти в тонну триста.



(Заметим – пилотировал машину в тот день сам конструктор… впрочем – как обычно… и это станет серьёзной проблемой, когда, с началом войны «Муромца» переоснастят в боевых целях! Вскоре выяснится, что во всей стране управлять этой махиной умеет один Сикорский – а прочие «асы» предпочитают с опаской посматривать на неё издали… Проблему решили – но, увы, чудо-самолёт это не спасёт: делавший его Русско-Балтийский вагонный завод будет сначала эвакуирован, потом национализирован – и, наконец, окончательно развален… Вдобавок, эмигрирует сам Сикорский… В отсутствии запчастей «Муромцы» ветшали и потихоньку выходили из строя – тем не менее, в 1921-м шесть последних ветеранов полетают на линии Москва – Харьков, и даже перевезут за полгода шесть десятков пассажиров и пару тонн грузов…



В том же 1921-м появится совместное предприятие «Дералюфт» (то есть – «Deutsch-Russische Luftverkehrs») – и на следующий год начнутся полёты на «Фоккерах» из Москвы в пока ещё германский Кёнигсберг. (Позже маршрут продлят до Берлина; как говорят, одному из рейсов выпадет честь везти самого Есенина с Айседорой Дункан). Заметим: тогда же вышел декрет «О воздушных передвижениях» (впоследствии ставший основой для Воздушного кодекса СССР) – кстати, Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота появилось и вовсе в 1917-м!..



…Именно при Главвоздухфлоте и будет учреждён Совет, с которого мы начали – буквально через месяц появится первое авиатранспортное предприятие – АО «Добролёт» (и начнутся относительно регулярные полёты по первому внутреннему маршруту: «Москва – Нижний Новгород»); а также – Общество друзей воздушного флота. Два года спустя эта общественная организация (в совет которой входили Дзержинский, Фрунзе, Красин, Луначарский – и немало других заметных людей) – будет преобразована в Авиахим, но за это время ОДВФ успеет вырасти до двух миллионов человек, собрать четыре с половиной миллиона золотых рублей – и построить на них (не считая аэродромов и посадочных площадок) около ста двадцати самолётов! …Прыть Советской власти впечатляет – империя с тринадцатый по семнадцатый годы осилит всего восемь десятков упомянутых «Муромцев»… Немудрено, что к 1933-му почти 90% отечественного воздушного флота составляли самолёты отечественного же производства…



…А годом раньше был организован общеизвестный «Аэрофлот»… остаётся добавить, что до 1988 года монополист праздновал свой День во второе воскресенье февраля – а сегодня День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа…

Идём дальше. С недавних пор 9 февраля – ещё и Международный день стоматолога (International Day of Dentist)… как утверждают источники, «стоматолог» – понятие более широкое, чем «дантист» (на самом деле, первое действительно происходит от латинского «рот»; а второе – французского «зуб»… одним словом – День зубника у нас сегодня!)



Считается, что в специалистах этого профиля нуждаются девять из десяти жителей нашей планеты – скорее всего, статистики даже преуменьшают. А вот страх перед зубоврачебным кабинетом мы явно преувеличиваем – видимо, он живёт на генетическом уровне – поскольку следы работы дантистов вездесущие археологи откопали аж в седьмом тысячелетии до нашей эры…

…Впрочем – их ли? Может, это были банальные пытки? Не случайно основанием для даты стал День почитания христианской мученицы Аполлонии Александрийской, про которую источник лапидарно сообщает: «Язычники схватили …Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела». Очевидцы расправы немедленно уверовали, что от зубной боли помогает восклицание: «Santa Apollonia!» – так с середины III века и повелось…



PS: Вероятно, никого не удивит, что при столь почтенном возрасте профессии принято считать – на Русь первые зубоврачебные щипцы завёз реформатор Пётр… (Да и дёргал поначалу самолично). А училище для настоящих стоматологов сподобились организовать только в 1881-м… Впрочем, это – совсем другая история.

@
Спасибо shatff

Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author