А за три месяца до этого события ему пришлось выдержать настоящий бой: семья противилась браку с Жозефиной. Возлюбленная Наполеона была не только старше него на шесть лет – у нее уже были дети от прежнего брака, а ее поведение было достаточно сомнительным. Однако влюбленный Бонапарт видел ее совершенно другими глазами: «Во всем твоем облике отражается твоя нежная и возвышенная душа, - писал он. – Будь ты наивнее и моложе, я любил бы тебя меньше. Однако не пиши мне боле, Жозефина. Тысячи лезвий разрывают мое сердце – так не вонзай их еще глубже…»
Размолвка казалась однозначной, измена – непрощаемой, но... именно с того момента и начинается истинная история любви императора и его Жозефины. Может быть, сердце Жозефины, которая никогда не считала своего мужа сильным человеком, наконец-то прозрело, увидев в этом невысоком мужчине и принципиальность, и жесткость, а может – под страхом развода, который начал Наполеон, она поняла, насколько он ей дорог на самом деле… Только после возвращения тогдашнего бригадного генерала в Париж светская львица сомнительного поведения стала по-настоящему примерной женой. С этого момента никто не мог упрекнуть Жозефину даже в невинном флирте, а Наполеон был достаточно великодушным для того, чтобы дать жене второй шанс. Он простил Жозефину – но с этого прощения началась настоящая война семьи Бонапартов против единственной настоящей любви Наполеона. А Жозефина вдохновляла Наполеона на подвиги. С ее именем он воевал, ей слал письма с каждой станции, где менял лошадей. «Ты – талисман, подаренный мне судьбой», - писал он.
Второго декабря 1804 года у собора Парижской Богоматери столпился весь Париж: Наполеон короновал себя в императоры. И хотя в семье до сих пор продолжался разлад, желание Бонапарта сделать Жозефину императрицей было настолько сильным, что он пригрозил родственникам ссылкой и приставил к ним соглядатаев – дабы избежать нежелательных происшествий во время коронации. После того, как Наполеон собственноручно возложил корону на головку Жозефины, она была настолько счастлива, что почти весь вечер провела в тяжелой короне.
Тем не менее, именно корона и лишила жену Наполеона счастья. И хотя любовь императора выдержала испытание неверностью, временем и даже мнением общества, любовница-власть оказалась сильнее цепей Жозефины. Наполеон расширял границы своей империи. Он одерживал одну блестящую победу за другой, однако корона Франции так и оставалась в подвешенном состоянии: несмотря на молодость, Жозефина не могла родить императору наследника. И хотя до коронации Наполеон с удовольствием возился с ее детьми – после коронации вопрос о наследнике встал очень остро. «Желательно, чтобы она умерла, - писал тогдашний министр Франции Пуше. – Потому что с ее смертью были бы устранены все трудности. Отсутствие наследника может привести к распаду государства».
Наполеон не мог развестись с Жозефиной. Только ее имя он повторял перед сражениями, только с ней говорил о том, что было для него по-настоящему важным. Ей поверял тайны – от военных планов и до мимолетных любовных увлечений. Развод с ней означал для императора потерю единственного человека на земле, которого он не мог позволить себе потерять.
Если бы дело было только в наследнике, Наполеон выдержал бы борьбу с собственным двором и сенатом. Но дело было не только в этом. Укрепить трон самозванного императора мог лишь серьезный морганатический брак с женщиной из королевской семьи. Поэтому, когда летом 1807 года Жозефина уехала лечиться от бесплодия на воды, Наполеон все же отдал приказ о поиске невесты из королевского дома Европы. Два года продолжались поиски подходящей новой жены, и вот, осенью 1809 года император сообщил Жозефине о намерении расстаться с ней и жениться на австрийской принцессе Марии Луизе. Нет ничего тяжелее расставания с любимым человеком. Жозефина тяжело заболела, а Наполеон отложил все государственные дела: две недели перед неотвратимым разводом он провел с женщиной, которую продолжал любить всем сердцем.
Уже в декабре этого же года бывшей императрице пришлось пройти через унизительную процедуру развода, причем Жозефина настолько не оправилась от вызванного разводом нервного срыва, что не могла разговаривать, и ее речь вынуждены были читать за нее сенаторы.
«Я отпускаю своего Наполеона ради благополучия Франции», - так было сказано в речи Жозефины. Клан Бонапартов ликовал: наконец-то из их семьи ушла «эта выскочка». Однако радость была преждевременной: и разведенный, Наполеон любил бывшую жену. Он оставил за Жозефиной не только титул коронованной императрицы, но и Наваррский замок, Елисейский дворец и поместье Мальмезон.
Через три месяца император обвенчался с Марией Луизой, которая (как и положено, через девять месяцев) родила ему долгожданного наследника. И хотя в душе Жозефина была уверена, что отреклась от любимого человека ради великого будущего Франции, эта жертва оказалась напрасной: всего через четыре года, в апреле 1814, русские войска вошли в столицу Франции, и звезда Бонапартов закатилась. Наполеон был вынужден отречься от престола, и в этом же году отправился в ссылку на остров Эльба.
Мария Луиза, у которой на руках был малолетний Наполеон Второй, отказалась следовать за мужем, однако Жозефина даже просила Александра I позволить ей отправиться на остров вместе с бывшим мужем. Александр отказал Жозефине – и возможно, ее отсутствие стало одной из причин его быстрой кончины. Никогда больше опальному императору не довелось увидеть женщину, которую он любил. Последнее письмо, которое Наполеон отправил Жозефине, было написано 16 апреля 1814 года. «Прощайте, моя Жозефина, и смиритесь так же, как смирился я. Не забывайте того, кто не забыл вас».
Жозефина недолго страдала без своего «Буонапарте»: в мае этого же года она скоропостижно скончалась от обычной простуды, хотя доктора и говорили, что ее смерть вызвана нервным стрессом и переживаниями. Она так и не узнала, что попытка Наполеона вернуть себе власть весной 1815 года провалилась, а человек, который покорил половину мира, несмотря на дамоклов меч казни и ареста, будет несколько дней плакать в ее спальне, в любимом ею поместье Мальмезон.
Наполеон умер в ссылке на другом острове – острове Святой Елены, тоже весной, и в том же возрасте, что и его Жозефина, а последними словами свергнутого императора были: «Франция, авангард, армия… Жозефина».
Источник: http://www.people.su
@
Journal information