Дня консервной банки в календаре нет – а, между тем, как раз 25 августа 1810 года Питеру Дюранду, торговцу с Хокстон-сквер, Миддлсекс был выдан патент на метод «…сохранения животной пищи, растительной пищи и скоропортящихся товаров с помощью различных сосудов, изготовленных из стекла, керамики, жести и различных металлов». (Источники настаивают на том, что документ подписал лично король Георг III… неужели в начале XIX века всё было настолько зарегламентировано? Впрочем, неважно… Заметим также, что фамилия изобретательного торговца с Хокстон-сквер пишется Durand – так что, наверно, произносить её надо бы на французский манер, – Дюран…)
…И это важно – поскольку изобретатель честно ссылался на некого «французского друга», у которого идея была отчасти позаимствована… Насчёт имени «друга» есть несколько мнений – но всего годом раньше парижский повар Николя Франсуа Аппер именно за изобретение консервов получил госпремию в двенадцать тысяч франков – назначенную ещё в 1795 году! К премии прилагалась золотая медаль Общества поощрения национальной промышленности – и не имеющее цены звание «Благодетель человечества»... (Кстати, некоторые источники указывают, что премию учредили по воле Наполеона – это вряд ли; генерал Бонапарт только год спустя получит под начало Итальянскую армию – и начнёт свой четырёхлетний поход к власти).
…К тому же, изобретение Аппера мало годилось для военных нужд – он кипятил снедь в небольших стеклянных ёмкостях. Тем не менее, новатор откроет в Париже заводик с магазином «Разная снедь в бутылках и коробках» – а в упомянутом 1810 году выйдет его книжка «Искусство сохранения в течение нескольких лет животной и растительной субстанции»… сравнительно быстро её переведут на несколько языков – можно сказать, что секрет консервирования окажется в свободном доступе!..
…Справедливости ради – Дюранд внёс существенные усовершенствования – во-первых, он сосредоточился исключительно на жестяной таре; во-вторых – замахнулся на большие объёмы (до 30 фунтов – то есть, примерно 13 с половиной кило!) Экспериментальную партию педантичный британец загрузил на корабль – и дождался возвращения из рейса. На счастье, за эти, примерно, полгода матросы на его банки не покусились – и придирчивая комиссия признала содержимое годным к употреблению. (Ещё бы – как мы теперь знаем, с качественными консервами ничего не сделается и за добрый век! Хотя, лучше не рисковать…)
Итак, Дюранд получил патент, а британская армия, спустя некоторое время, – новый паёк. (В те времена красным мундирам приходилось вскрывать запаянные банки с помощью долота и молотка – но всё лучше, чем ходить голодным!) Впрочем, изобретатель к тому времени успеет продать права за тысячу фунтов – а в 1818-м получит аналогичный патент уже в США. Победное шествие консервов по миру началось! (Кстати, спустя каких-то сорок лет знаменитый Луи Патер торжественно заявит: «Я провел много опытов. И теперь твёрдо уверен: пиво, вино и молоко портят невидимые глазу существа-микробы... Они и вызывают гибельный процесс, который ведет к порче продуктов…» О как!..
… Но хватит о жестянках – в этот день 1530 года родился Иоанн Васильевич, который уже через три года станет Великим князем всея Руси, а впоследствии – первым русским царём, вошедшим в историю, как Иван Грозный… Впрочем, вернёмся к нему позже… всё-таки, это – совсем другая история…
Journal information