olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Category:

Шарль Падегс

художник Шарль Падегс - Рижский денди.

Этот бронзовый щеголь, задумчивый и вальяжный, не даст вам пройти мимо ограды
Верманского парка по улице Меркеля, не оставив заинтригованным.
24.05.13 002
Расположенный аккурат напротив Дома латышского общества памятник
выполнен скульптуром Андрисом Варпой в память латышского художника и графика Карлиса
Падегса (1911-1940 гг.),  одной из знаковых фигур художественной богемы независимой Латвии
30-х годов прошлого века. Прожив неполных 29 лет, художник, заслуживший
прозвище "Шарль, рижский денди", остался культовой фигурой своего времени и яркой страницей
в истории латвийского и мирового изобразительного искусства.


Фото из Интернета.

Сам себя видел приблизительно таким:

Карлис Падегс. Автопортрет с розой.

Предоставим слово исследователю творчества К. Падегса и автору  монографии латвийскому искусствоведу Янису Калначсу.
(Выдержки из статьи-аннотации юбилейной выставки, посвящённой столетию художника):

"Едва ли верится, что с рождения некогда самого экстравагантного художника Риги, одновременно денди и аутсайдера Карлиса Падегса прошел целый век. Он прожил немногим больше 28 лет, но им самим же созданные легенды не дали забыть о нем, даже и в послевоенные советские годы. В артистической жизни 30-х годов личность художника стояла особняком, но какое-то время спустя его образ стал одним из самых ярких.
Карлиса Падегса можно охарактеризовать как дерзкого модерниста и запоздалого романтика, в чьих работах слышен голос экспрессионизма, просматриваются кропотливость новых рациональных приемов и черты позднего югендстиля или Арт Деко. А рядом – присущая сюрреализму или постмодернизму ироничная игра и даже использование характерных для поп-арта элементов массовой культуры. В своих рисунках и картинах Падегс остался убежденным сторонником фигурной живописи. Современникам его очень личное, субъективное искусство, основанное на резких противоречиях и поисках нереальной красоты, порой казалось преждевременно устаревшим. Тем, кто познакомился с его творчеством в 1980-ые годы, Падегс показался поразительно современным.
Юбилейная выставка Карлиса Падегса «Деликатная провокация» - это возможность еще раз убедиться в его как художнике эпохи кризиса – утонченного рисовальщика и парадоксального мыслителя – современности в сегодняшнем мире, реальность которого все чаще подменяется параллельной виртуальной реальностью. Вновь повстречавшись с лучшими работами Падегса – хорошо известными картинами, картинами, которые давно не видели или которые никогда не выставлялись – найдем для себя ответ на вопрос, может ли шокирующее межвоенную Ригу искусство и чувства молодого горожанина все еще удивлять, смущать и будоражить сознание.
В статье 1936 года «Рисовальщик ужасов» (лат. „Šausmu zīmētājs”) Карлис Падегс пытается отразить упреки, которые ему нередко доводилось слышать в свой адрес, о том, что его работам не хватает обычного стремления к красоте, встречающейся повсюду на земле: «Но в мире также много всего отвратительного – и это тоже нужно кому-то рисовать. Я ничего не говорю, когда другие рисуют красивые цветочки и розовые облачка – пусть только мне позволят рисовать то, что я хочу. Я хочу показать теневые стороны жизни, то, на что мы с удовольствием не смотрели бы, дабы не испортить аппетит».
На выставке в Белом зале представлены работы Падегса из запасников Национального художественного музея и частных коллекций (в том числе один рисунок из США). Эти работы объединены в несколько тематических циклов, наиболее характерных для творчества автора.
Одна из главных тем картин художника – это антивоенная тема. Падегс изображает войну как абсолютное зло, как кризис гуманизма и даже больше – как трагедию индивида, которая подкрепляется опытом инвалида войны. В решении антивоенной темы рядом с пострадавшими на войне автор изображает хрупких женщин – матерей, подруг, возлюбленных, мадонн в своеобразной трактовке.
Им самим созданному публичному образу Карлиса Падегса подходят бытовые зарисовки пестрой публики портовых и окраинных кабачков – моряков, бродяг и проституток. Но за  изображениями бесшабашных кутежей скрывается желание забыться и укрыться от жестокой реальности.
Увлеченность художника литературой и литературные способности позволили ему играть с шаблонным восприятием публики и провоцировать зрителей. Так он давал своим работам вызывающие сентиментальные ассоциации названия, которые резко диссонировали с трагическим сюжетом. В интерпретациях литературных сюжетов Карлис Падегс черпал вдохновение преимущественно от авторов, затрагивающих общечеловеческие проблемы – Кнута Гамсуна, Оскара Уайльда и Федора Достоевского.
Неотъемлемая часть творчества и личности Падегса – это его пронизанные иронией автопортреты, с искаженными чертами, культивирующие образ прожженного циника. Интересно, что в сюжетных композициях часто встречаются портретные черты самого автора. Он изображает себя то самоуверенным сердцеедом, то убогим бродягой, то хрупким мечтателем.

Самая знаменитая картина К. Падагса
1325837688
Карлис Падегс. Мадонна с автоматом.

KPadegs_Doks-m_wnl
Карлис Падегс. Док.

Карлис Падегс. Красный смех.

padegapiemineklis-ssv_sarunas_27nov1
 Карлис Падегс. Красный смех. Карлис Падегс.
5009007_original_1361789282.jpg
Карлис Падегс. Хелло, бэби!
Спасибо lik_mi

Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment