Рассказ

В последний день наших путешествий на автомобиле по Каталонии мы отправились в город Фигерас в театр-музей Дали.

Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.

Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена.
Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.

Cadillac Convertible 1941 года.

Женщина - "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.

Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.

Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты.

В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.

Там сидят манекены - водитель и два пассажира, обвитые плющом.

Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси".
Через боковую дверь заходим в здание и попадаем в узкие коридоры:

Графика Дали.

Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.

Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.
Инсталляции:

Крокодил с лампой и нечто с костылём.

"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".

"Венера Милосская с ящиками".
Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и

Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.

"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве - правее на заднем плане.

Зал "Дали д'Ор" с коллекцией ювелирных изделий.

Птица с портретом на голове.
Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:


Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:


Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).

Ники Самофракийские.
Ранние картины, почти семейный альбом:

"Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).

"Фигура со спины" (1925).

"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.

"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).
Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну:

Сюрреалистические копии фресок Рафаэля - слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре.

На потолке - золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.

"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941).
Выходим на бывшую сцену театра:

Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).
трансформируется обратно:


Вид на внутренний двор.
Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).

Экскурсия.

Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.

Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне.

В стекле есть дверь, можно выйти под дождь к "Дождливому такси".
Люди по-европейски спокойно располагаются на полу. А некоторые, не замечая, даже на могильной плите в центре сцены:


Античный бог, осьминог, носорог.

Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.

Зал сокровищ.

"Натюрморт" (1924).

"Фигуры, лежащие на песке" (1926).

"Галарина" (1945).
Основной сюжет творчества Сальвадора Дали - его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.
Удивительно некрасивая женщина.

"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Зал Мэй Уэст:

Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст - это американская актриса).

"Рай" в голове Мэй Уэст.

Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.

"Оторинологическая голова Венеры" (1964).

Маска со шляпой с встроенными ящиками.

Лицо: губы - диван, нос - камин, глаза - картины с видами Парижа.

К потолку прибита ванная комната.

Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом.

Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра - именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:

Сохранились оригинальные барельефы.

Роспись на потолке.

Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы.

Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).

Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.

Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.
Фигуры из камней художника Антони Пичота:


"Аллегория памяти" (1979).

Вид во двор на лодку с третьего этажа.

Вход в зал Антони Пичота.
Зал шедевров:

"Святой Апостол Павел" Эль Греко.

Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит).

"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро.

Картина в шикарной раме.

"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).
Зал Поэзия Америки:

"Поэзия Америки" (1943).
Зал Темпьетто Браманте:

Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.

Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.
Зал оптических и стереоскопических эффектов:

Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).
Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.

"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).

Зал оптических иллюзий.

Зал Если уж падает, так падает.
Последняя картина, около которой я стоял особенно долго теряя последние связи с реальностью:

"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

После двух часов хождения по музею мы попадаем в заключительный зал - тут никаких инсталляций, загадок и подвохов, это сувенирный магазин.

С квадратной головой от увиденного идём на выход.
(Если вдруг кому надо - тут есть план-схема музея)

Напротив театра-музея находится церковь св. Петра, в которой Дали был крещён. У входа в церковь тусуется местный сумасшедший.
Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом:

Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).
В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:


Инсталляция на стене церкви.

Колокольня.

Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.
Идём к машине, которая у нас была припаркована в паре кварталов от театра-музея.

Обычные жилые дома после просмотренной экспозиции кажутся полными скрытых смыслов и художественных образов в переплетеньях труб.

Пышная растительность и ненастоящие аисты.

Наша бесплатная парковка.
День Сальвадора Дали ещё не закончен - мы едем в Кадакес.
Продолжение следует...
Journal information