Рембрандт. Флора, 1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Эта работа - гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны.
В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Именно эти цветы изображали на картинах художники, они стали популярным мотивом в голландской живописи, а позднее были объединены в класс, названный именем Рембрандта.
Тюльпану была уготована особенная судьба. Как и ветряная мельница, он стал национальным символом Голландии, пережил взлет и падение - его превозносили до небес и втаптывали в грязь…
А началось все в 60-е годы XVI века с триумфального завоевания тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, и они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать.
Разбогатевшие купцы ни в чем не хотели уступать благородному дворянству. Один стремился превзойти другого не только богатым домом и одеждой, но и привлекательной клумбой тюльпанов. Стало хорошим тоном украшать свой сад изысканными цветами, и, прежде всего, тюльпанами, которые оказались исключительно модными.
Samuel Dirksz van Hoogstraten. Portrait of Johan Cornelisz. Vijgeboom and His Wife
Великолепный портрет супругов на фоне их сада и дома.
Чудесный весенний пейзаж, время цветения тюльпанов. Но клумбы с тюльпанами в Голландии - это признак роскоши. Ухоженный регулярный сад говорит о достатке. Большой дом, за ним много служебных построек. Сами же супруги одеты скромно.
Селекционеры выводили новые сорта тюльпанов, а любители цветоводства охотились за цветочными луковицами. Спрос на привлекательные цветы постепенно увеличивался. Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа. Прекрасный и безобидный цветок буквально сводил голландцев с ума. Цены на цветы стали искусственно завышаться, а ситуация, которая за этим сложилась, вошла в историю под названием “тюльпаномании”.
Торговлей луковицами стали заниматься все слои населения, все, у кого был хоть грош за душой. Те, у кого не было наличных денег, несли драгоценности, одежду, отдавали под залог дома, земли, стада, лишь бы приобрести заветные луковицы и перепродать их за более высокую цену. Невеста в Голландии имела все шансы выйти замуж, если у нее была хоть одна луковица тюльпана. В 1634 году в Амстердаме за три тюльпанные луковицы редкого сорта было заплачено двумя каменными домами. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите, которая в настоящее время хранится в музее.
Курс тюльпанов быстро шел на повышение и притягивал все новых и новых покупателей, желавших разбогатеть быстро, не затрачивая особых усилий.
В 1636-70 гг. тюльпаномания достигла своего пика, но неожиданно рынок рухнул.
Это произошло, когда некоторые купцы стали делать попытки превратить свои тюльпаны в золото и торговые сделки стали проходить не так гладко, как раньше. Предложение резко превысило спрос и разразилась паника: никто больше не хотел покупать тюльпаны.
Картина – аллегория Хендрика Пота «Почтовый парусник Флоры», 1640г., изображает безрадостный конец тюльпаномании и разорение людей, ослепленных жаждой наживы.
Богиня цветов Флора с тюльпанами в руках едет на повозке с парусом, раздуваемым ветром, и флагом, на котором изображены все те же тюльпаны. У ее ног расположились менялы и блудницы, являющиеся аллегориями ничтожества, жадности, пьянства, напрасных надежд и бедности. Повозку сопровождают Харлемские ткачихи и другие жители города, желающие разбогатеть, а сама повозка отправляется в никуда... Она исчезнет в море.
Ян Брейгель Младший. «Сатира на тюльпаноманию» (ок. 1640 г.)
Обезьяны в голландских платьях 17-го века взвешивают луковицы, считают деньги, наслаждаются роскошным обедом, заказанным на вырученные деньги.
Слева, одна из обезьян указывает на цветущие тюльпаны, а другая держит тюльпан и денежный мешок. Обезьяна в центре читает каталог редких тюльпанов, наличие меча у другой обозначает принадлежность к знати. В глубине картины обезьяны сидят, как дворяне, верхом на лошадях. Один из влезших в долги спекулянтов предстает перед судьей. Расстроенный покупатель размахивает кулаками, а на заднем плане одну из обезьян тащат к могиле.
Брейгель не просто высмеивает торговцев тюльпанами и спекулянтов, считающих себя умными и богатыми, изображая их как суетливых обезьян. Его работа - это урок недальновидности и глупости.
Жан-Леон Жером «Тюльпановое безумие»
Голландский аристократ готовится защитить свое поместье и особенно ценный сорт тюльпанов в цветочном горшке рядом с ним от солдат, топчущих клумбы. Они выполняют распоряжение правительства об уничтожении плантаций тюльпанов с целью стабилизировать рынок.
У белого дома с красной крышей стоит садовник с воздетыми руками, который выращивал тюльпаны и ухаживал за этим бесконечным разноцветьем распустившихся цветов.
Можно назвать этот варварский поступок безрассудством, но известно, что к XVIII в. голландские тюльпаны стали вновь популярным и доходным бизнесом.
Любовь к тюльпанам жестокий удар по экономике страны не сломил. Тюльпан остался жив! Никакие постановления и декреты власти не могли уничтожить этот прекрасный и элегантный цветок.
В настоящее время Голландия остается одним из крупнейших мировых экспортеров этих цветов, а 20% территории страны отданы под поля, на которых выращивают знаменитые луковицы.
Винсент Ван Гог. Поля тюльпанов, 1883 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Ян Брейгель Старший;(1568-1625)
Появление среди натюрмортов цветочного направления приписывают Яну Брейгелю Старшему (Бархатному), поскольку именно он по заказу кардинала Фредерико Борромео писал полотна с изображением цветочных мотивов.
Любители флоры в Голландии очень часто обращались к художникам с просьбой запечатлеть тот или иной вид для того, чтобы сохранить красоту по-настоящему редкого цветка. Наибольший интерес вызывали тюльпаны, украшавшие практически каждый подоконник в Амстердаме и сады города. Культ тюльпана отразился и на всемогущей во все времена моде: дивные рисунки тюльпанов покрывали материи, изображения этих цветов ткались на самых дорогих брабантских кружевах. Важную роль сыграл тюльпан в голландской живописи: он привлекал внимание выдающихся художников того времени и послужил толчком для образования целых школ рисования цветов.
Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию.
Тюльпан — объект коллекционирования в Голландии XVII века, символ необдуманного обращения с дарованным Богом состоянием.
Роза - цветок Венеры, являлась символом любви, она тщеславна, как всё, присущее человеку.
Мак – символ покоя и эйфорического забытья.
Зрелые плоды символизируют изобилие, гнилые – символ бренности бытия.
Грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Морские раковины обозначали смерть, ползучая улитка - олицетворение лености.
Ян Брейгель (Младший) - "Натюрморт с цветами"
Ян Брейгель Младший (1601 - 1678) - представитель нидерландской династии художников Брейгелей. Учился живописи в студии своего отца Яна Брейгеля Старшего в Антверпене. Вместе со своим братом Амброзием создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные множеством деталей. В 1625 году возглавил гильдию художников Антверпена.
Ян Брейгель (Младший) - "Корзина с цветами". 47х68.
Ян Брейгель (Младший)
Босхарт Амбросиус Старший
Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) - фламандский художник золотого века нидерландской живописи, известный прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах. Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства.
Его букеты всегда отличались богатым разнообразием цветов, а его работа «Ваза с цветами» является одной из наиболее часто копируемых картин в мире.
На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия.
BOSSCHAERT
BOSSCHAERT Цветочный натюрморт
Бальтазар ван дер Аст -"Жизнь среди цветов"
Бальтазар ван дер Аст - голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта. Двоюродный брат Амбросия Босхарта старшего. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта. Первая самостоятельная картина Аста датируется 1610 годом. Рисовал прежде всего натюрморты с цветами, насекомыми, улитками и фруктами, пространственное расположение которых и композиция напоминают также работы Яна Брейгеля (1568—1625). Ян Давидс де Хем был его учеником.
Balthasar van der Ast "Натюрморт с цветами и фруктами"
Бальтазар ван дер Аст
Бальтазар ван дер Аст
Ян Давидс де Хем " Цветы и фрукты", 1670г
Ян Давидс де Хем - голландский художник (1606-1684), один из самых известных мастеров натюрморта, соединивший традиции голландской и фламандской школ. Его натюрморты наполнены воздухом и диагонально струящимся светом.
Работы раннего периода его творчества очень похожи на работы Бальтазара ван дер Аста, у которого он учился. У него было много последователей, включая его сына Корнелиса (1631-1695) и художника Якоба Марреля.
Ян Давидс де Хем
Корнелис де Хем
Якоб Маррель (1614-1681) - немецкий живописец, мастер цветочных натюрмортов периода голландского Золотого Века . Привлеченный высокими ценами цветочных натюрмортов, Маррель
стал учеником Яна Давидса де Хема в Утрехте. На его творчество оказала влияние и семья живописца Босхарта.
Якоб Маррель считается одним из величайших мастеров школы натюрморта, занимающей ключевое звено между наследием династии Босхарта с одной стороны, и фламандской традицией
Яна Давидса де Хема с другой стороны.
Jacob Marrel "life with a tulip, anemones", 1634
Ян ван Кессель Старший;(1626—1679) - фламандский) живописец. Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего.
Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. Писал натюрморты и цветы, пейзажи, портреты, иногда на мифологические и религиозные сюжеты. В его работах много миниатюрных зарисовок бабочек и насекомых на букетах или гирляндах цветов, скрупулезно выписанных. Его картины хранятся в известных музеях мира - в Мадриде, Оксфорде и в Кембридже.
Jan van Kessel the Elder Still life with vase of flowers and cocks
Jan van Kessel
Ян ван Кессель "Ваза с цветами и курицей"
Jeronimus Sweerts (1603 -1636) - голландский художник, сын известного ботаника и растениевода, опубликовавшего Флорилегиум в 1612 году и изучавшего редких и экзотических птиц. Иероним обучался в мастерской Амброзиуса Босхарта Старшего. Был женат на дочери художника Бальтазара ван дер Аста Марии.
Несколько работ голландского художника были проданы на ауционе картин старых мастеров на Нью-Бонд-стрит в 2003 году . В том числе за $ 104 200 была продана картина с розами, лилиями, королевскими тюльпанами, миской с фруктами и с попугаем на ветке, ракушками, ящерицами и кузнечиками на деревянном столе.
Якоб ван Хейсум (1687 – 1740) – голландский живописец. Три его брата и отец также были художниками. Якоб писал букеты цветов в стиле старшего брата Яна ван Хёйсума. Своими барочными и декоративными тенденциями, точным и холодным исполнением он завершает развитие большого флорального стиля. Его картины, исполненные в свободной манере, были высоко оценены исследователями.
Спасибо galeneastro
via
Journal information