
История проектирования, строительства и реконструкции здания театра представляет особый интерес не только для исследователей культуры и истории Екатеринбурга, но и для многих жителей города.
Идея строительства здания Нового городского театра на бывшей Дровяной площади (ныне театра оперы и балета на площади Парижской коммуны) родилась у екатеринбуржцев еще в конце девятнадцатого столетия. Деньги на проектирование и строительство важного городского объекта культуры стали собирать и накапливать с 1892 г. Как полагалось, объявили конкурс. В марте 1903 г. на рассмотрение жюри поступило шестнадцать проектов. Лучшим был признан проект под названием «Светлана».
Его автором был молодой пятигорский гражданский инженер Владимир Николаевич Семенов, через многие годы ставший доктором и академиком архитектуры, занявший пост главного архитектора Москвы в тридцатых годах. Однако в связи с тем, что к началу строительства театра автор проекта отсутствовал, принимая участие в Англо-бурской войне, разработку рабочих чертежей и руководство строительством доверили архитектору К. Т. Бабыкину, который вместе с инженером Т. И. Ремельтом выполнил все расчеты и осуществил рабочее проектирование. Он же вел и производство работ на площадке, а также авторский надзор за строительством. В рабочую группу вошли также скульптор А. Вейнберг и архитектор И. Янковский
В строительство театра город вложил треть доходов - 300 тысяч рублей - гигантскую по тем временам сумму, причем искусство предпочли гигиене: отцы города колебались, что нужнее Екатеринбургу - театр или общественная баня.
Театр оперы и балета в Екатеринбурге был открыт в 1912 году оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Первым балетным спектаклем двумя годами позже стала «Волшебная флейта» Рикардо Дриго.
Не смотря на смену власти с царской на советскую, громкая слава Екатеринбургского (тогда Свердловского) театра не затихала, а за труппой закрепилось название «Школа кадров». Именно здесь начинали свой творчески путь Сергей Лемешев, братья Пироговы, Иван Козловский и многие другие.
За сто лет официальной работы Театр оперы и балета представил несколько сотен собственных постановок опер и спектаклей. Не редкость на сцене именитые гастролеры со всего мира и международные музыкальные фестивали.
Фасад театра выходит на проспект Ленина. Центральный выступ, акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из трех муз. Все фасадные плоскости также декорированы многочисленными лепными деталями: розетками, растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.
Зрительный зал Екатеринбургского оперного театра имеет подковообразную форму
С середины 1920-х гг. театр активно включает в репертуар произведения советских авторов. Оперы: «Орлиный бунт» Пащенко (1926), «Декабристы» Золотарева (1930), «Тихий Дон» Дзержинского (1936), «Емельян Пугачев» Коваля (1943). «В бурю» Хренникова (1952), «Тропою грома» Магиденко (1959); балеты — «Гаянэ» Хачатуряна (1943), «Берег счастья» Спадавеккиа (1953), «Левша» Б. Александрова (1954).
Постоянно обращается к творчеству уральских композиторов: оперы — «Орлёна» Трамбицкого (1934, 3-я ред. 1973), «Охоня» Белоглазова (1956), «Мальчиш-Кибальчиш» К. Кацман (1969) и др.; балеты — «Каменный цветок» (1944) и «Бесприданница» (1958) Фридлендера
Среди лучших постановок советских лет: оперы — «Отелло» (1945, режиссёр Е. А. Брилль; Сталинская премия, 1946) и «Симон Бокканегра» (1957) Верди, «Руслан и Людмила» Глинки (1960), «Хованщина» Мусоргского (1964), «Укрощение строптивой» Шебалина (1964), «Богема» Пуччини (1965), «Дон Жуан» Моцарта (1967), «Даиси» Палиашвили (1972), «Арабелла» Р. Штрауса (1974, впервые в СССР); балеты — «Пер Гюнт» на музыку Грига (1962),
«Конёк-Горбунок» Щедрина (1964), «Спартак» Хачатуряна (1966), «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1970), «Легенда о любви» Меликова (1971), «Собор Парижской богоматери» Пуньи, Глиэра, Василенко (1973), «Пророк» В. Кобекина (1986). Среди последних постановок наибольший успех имели: «Травиата» Дж. Верди, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и др.
В 1990-е годы театр переживал кризис. В 2006 году с приходом нового директора театр получил второе рождение.
Оркестр театра — профессиональный коллектив, в состав которого входят заслуженный артисты России, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей и др. На его сцене часто выступают именитые гастролеры, проходят международные музыкальные фестивали.
Journal information