olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Эстетическое отношение к действительности - Безобразное Ч. 5

Оригинал взят у vsellenaya в Эстетическое отношение к действительности - Безобразное Ч. 5
В истории эстетики антипод прекрасного – безобразное – не имеет глубокой теоретической традиции. Однако и этой категории уделялось внимание.
Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, "хорошее превращается в дурное, вкус теряется". Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров. Она обернулась старухой – и перевозчик ее не узнал. На острове она произнесла заклинание и вновь приняла образ прекрасной девушки.
Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передал художник. "На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов" (Аристотель. Поэтика. 4, 1449а). Безобразное и прекрасное – противоположности, тысячью переходов связанные друг с другом. Шекспировский Гамлет замечает, что даже такое божество, как солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такие превращения свойством природы и общества.
Лессинг писал, что телесная красота заключается в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взглядом. Безобразное – дисгармония частей и целого. Безобразное не является предметом искусства и, по Лессингу, допустимо лишь для усиления прекрасного, как смешное и страшное.
По Бодлеру, безобразное лицо – это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света и внутреннего богатства.
Определять безобразное только как антипод прекрасного логически недостаточно. Что же такое безобразное? Безобразное – эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное – отрицательная общечеловеческая значимость предметов, находящихся в сфере свободы.
Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.
Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author