Почитала я тут о Болонской конвенции. Ващет, на самом деле, одной только этой конвенцией дело не ограничилось, там много чего заключили и порешали по теме.
Собссна, почитала – это громко сказано, в русском интернете информации негусто и новизной она не блещет.
Нашла одну более-менее внятную статью, описывающую положение. Но старую.
http://www.contrtv.ru/common/292/
Я, канеш, профан в этом вопросе полный. Именно поэтому и хочу разобраться.
Соответственно, тапками не кидайтесь.
- в 1999 году, в городе Болония, подписывается соглашение об унификации систем высшего образования. Подписывают его сначала 29 стран ЕС.
- Далее, эти граждане дорабатывали проект на встречах в Праге, Берлине и так далее.
- Россия присоединилась в 2003 году. Также, присоединились другие страны и другие члены ЕС (47 из 49).
- Речь идёт по сути о том, чтобы изменить систему образования таким образом, чтобы специалист, выучившийся в России, мог запросто предъявить свой диплом, скажем, в Лондоне, где написанное в этом дипломе ПОЙМУТ и ПРИМУТ. И подтверждать ему ничего не надо будет, ни пересдавать.
-Для России (как и для Испании, заметим), это предполагает существенные изменения как структуры процесса высшего образования, так и содержания.
А дальше, я начинаю непонимать.
В Испании, о Болонской конвенции говорят постоянно. Студенты, профессора, население. Это весьма животрепещущий вопрос. Говорят и пишут.
В России же, что-то странная тишина какая-то, а все нападки, если и есть, то какие-то непонятные простым, тсссть, людям, я бы сказала.Согласны штоль?
Сие удивляет, ибо данный вопрос должен волновать не только министерства и ВУЗы, на которые повлияет очень сильно, ибо предполагает радикальное изменение программ обучения уже хотя бы, а не то, что из года в год читали. А возможно, и пересмотр рабочих мест и т.д.
Но и родителей с детьми должно такое волновать! Это ведь их будущее, или все собрались сходу стать олигархами и жить хорошо?
В общем, у меня вопросы возникли. А ответа на них я не нахожу особо.
Во-первых, почему это плохо?
Да, есть аргумент, который звучит убедительно: не смотря на то, что в конвенции прописано, что будет выработана единая система, на основе анализа систем стран-участниц, российскую систему высшего образования придётся разрушить полностью, до основания, тссть. Потому что из неё ничего не берут. А построить придётся абсолютно новую, на основе европейской.
По моему глубокому убеждению, старая российская система образования была хорошей, хоть и дорогостоящей. Поэтому это – да, это аргумент.
Знатоки говорят ещё, что разрушается структура группы, поскольку, в европейской системе, имеется явное направление на индивидуальное обучение.
Вот тут я не так уж уверена, что это плохо. Говорят, мол от этого пострадает взаимная помощь между студентами и крепкая студенческая дружба. Это ерунда, друзей везде можно найти, как-то же дружат европейские студенты и взаимопомогают.
Опять же, про навыки работы в коллективе, я даже говорить не буду, это бред. Стоит только посмотреть на некоторые «воспитанные на коллективе» рабочие группы в России (оторопь берёт, как собачатся), и сравнить их с испанцами и их «индивидуалистической» подготовкой.
Европейская система дешевле. Для ВУЗа, естественно, не для студента. Это мне не нравится, априори, дешевизна в образовании редко подразумевает улучшение его качества. Но когда как аргумент приводят отношения (!!!) ученика с преподавателем, я тоже начинаю подозревать.
При чём здесь отношения? Да, сложнее настроить личностный контакт в группе на 30 – 40 человек, по сравнению с 5 – 6ю. Но и я училась в группе на 25, пардон, о 6-ти человеках на препода и речь не шла!
Другое дело, что при СССР, когда было «всё вокруг народное» и типо бесплатное, НЕКОТОРЫЕ наши ВУЗы получали очень хорошее техническое оснащение, которого европейские себе позволить не могут, возможно. И сейчас, ещё не всё это оснащение разбазарилось и потерялось, во что верится с трудом после 90-х, надо заметить.
Но такое хоть звучит как-то правдоподобно.
А вот что звучит крайне неправдоподобно и странно, так это заявления о «неграмотности» европейских студентов. Ну граждане! Ну как-то же они и вакцины разрабатывают, и медпрепараты хорошие, и врачей выпускают качественных, и автомобили-телевизоры лучше российских, уж пардон, и дороги.
Эти инженеры-врачи ведь учились в европейских вузах, а не в России. И выучились. И работают.
А идея возможности свободного обмена студентами между различными университетами, кажется мне так просто прекрасной! Если программа будет единой...
И вот теперь говорят: ВУЗы сопротивляются. Это понятно. Всему новому всегда сопротивляются. Но может хватит уже сопротивляться-то, а надо принять участие? Например, в разработках программ обучения, чтобы они были хорошими реально, а не плохими, тем более, если европейские не совсем устраивают.
Сделайте лучше. И народ к вам потянется.
Что касается «мозаичности» и «модульности», то тут я и мнения не имею, поскольку не совсем понимаю. И если брать вышеприведённую статью, о «проблеме воды в Кении» слышу в первый раз, а у меня племянники учатся.
Скажу так: меня тут учили, в Испании. Кой чему. Не в высшем учебном заведении, но вроде того. Преподаватели были оттуда. А потом я и сама преподавала несколько лет пару предметов. И всё это очень сильно походило на российское обучение – где был хороший, увлечённый препод, умеющий заинтересовать аудиторию – там всё было хорошо и интересно, и учились. А где сидел-посапывал лентяй – там и ученики прохлаждались, а потом не знали ничего.
Словом, буду благодарна, если кто-то знающий разъяснит мне, чем же так плоха Болония, ну кроме баснословной стоимости полной реформы для России, как я себе это представляю, всяких юридических лагун и геморройности процесса вообще.
Вот интересно, я, например, зооинженер, теоретически. Такая специальность есть в ряде стран Латинской Америки, но не в Европе. Конкретно, чего будет делать Зооинженерный факультет МСХА при переходе на Болонию? Упразднится?
Почему преподавательский состав сидит – ногой качает? Приняли бы участие, сделали бы хорошо. Система образования-то всё равно меняется, не остановить.
От глобализации ведь не сбежишь.
А в заключении, привожу ещё один из абсолютно бредовых, с моей точки зрения, аргументов противников Болонии:
Уверены ли мы в том, что современный российский студент будет использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования по назначению? То есть он пойдет грызть гранит науки, будет корпеть над учебниками, «зависнет» в Интернете, чтобы ознакомиться с новейшими научными работами по предметам? Глубоко сомневаюсь в этом, ибо опыт показывает, что освободившееся время он будет использовать на что угодно, только не на самостоятельную работу. А проконтролировать мы не сможем. Потому как — где формы и критерии контроля? Ну что, нам ставить вертушку в библиотеке — и по пропускам смотреть, сколько времени конкретный студент провел времени в библиотеке и изучением каких книг занимался?
То есть, российский студент, этот странный зверь, который изначально «прекрасно подготовлен», по сравнению со своими «неграмонтыми» европейскими корешами, просто не в состоянии сам почитать книжки без надсмотрщика?
Цитата взята вот отсюда http://netreforme.org/poroki/bolonskiy-protsess-v-rossii-rasstrel-fundamentalnogo-rossiyskogo-obrazovaniya/
Понимаю, что далеко не все готовы это читать :)
Собссна, почитала – это громко сказано, в русском интернете информации негусто и новизной она не блещет.
Нашла одну более-менее внятную статью, описывающую положение. Но старую.
http://www.contrtv.ru/common/292/
Я, канеш, профан в этом вопросе полный. Именно поэтому и хочу разобраться.
Соответственно, тапками не кидайтесь.
- в 1999 году, в городе Болония, подписывается соглашение об унификации систем высшего образования. Подписывают его сначала 29 стран ЕС.
- Далее, эти граждане дорабатывали проект на встречах в Праге, Берлине и так далее.
- Россия присоединилась в 2003 году. Также, присоединились другие страны и другие члены ЕС (47 из 49).
- Речь идёт по сути о том, чтобы изменить систему образования таким образом, чтобы специалист, выучившийся в России, мог запросто предъявить свой диплом, скажем, в Лондоне, где написанное в этом дипломе ПОЙМУТ и ПРИМУТ. И подтверждать ему ничего не надо будет, ни пересдавать.
-Для России (как и для Испании, заметим), это предполагает существенные изменения как структуры процесса высшего образования, так и содержания.
А дальше, я начинаю непонимать.
В Испании, о Болонской конвенции говорят постоянно. Студенты, профессора, население. Это весьма животрепещущий вопрос. Говорят и пишут.
В России же, что-то странная тишина какая-то, а все нападки, если и есть, то какие-то непонятные простым, тсссть, людям, я бы сказала.
Сие удивляет, ибо данный вопрос должен волновать не только министерства и ВУЗы, на которые повлияет очень сильно, ибо предполагает радикальное изменение программ обучения уже хотя бы, а не то, что из года в год читали. А возможно, и пересмотр рабочих мест и т.д.
Но и родителей с детьми должно такое волновать! Это ведь их будущее, или все собрались сходу стать олигархами и жить хорошо?
В общем, у меня вопросы возникли. А ответа на них я не нахожу особо.
Во-первых, почему это плохо?
Да, есть аргумент, который звучит убедительно: не смотря на то, что в конвенции прописано, что будет выработана единая система, на основе анализа систем стран-участниц, российскую систему высшего образования придётся разрушить полностью, до основания, тссть. Потому что из неё ничего не берут. А построить придётся абсолютно новую, на основе европейской.
По моему глубокому убеждению, старая российская система образования была хорошей, хоть и дорогостоящей. Поэтому это – да, это аргумент.
Знатоки говорят ещё, что разрушается структура группы, поскольку, в европейской системе, имеется явное направление на индивидуальное обучение.
Вот тут я не так уж уверена, что это плохо. Говорят, мол от этого пострадает взаимная помощь между студентами и крепкая студенческая дружба. Это ерунда, друзей везде можно найти, как-то же дружат европейские студенты и взаимопомогают.
Опять же, про навыки работы в коллективе, я даже говорить не буду, это бред. Стоит только посмотреть на некоторые «воспитанные на коллективе» рабочие группы в России (оторопь берёт, как собачатся), и сравнить их с испанцами и их «индивидуалистической» подготовкой.
Европейская система дешевле. Для ВУЗа, естественно, не для студента. Это мне не нравится, априори, дешевизна в образовании редко подразумевает улучшение его качества. Но когда как аргумент приводят отношения (!!!) ученика с преподавателем, я тоже начинаю подозревать.
При чём здесь отношения? Да, сложнее настроить личностный контакт в группе на 30 – 40 человек, по сравнению с 5 – 6ю. Но и я училась в группе на 25, пардон, о 6-ти человеках на препода и речь не шла!
Другое дело, что при СССР, когда было «всё вокруг народное» и типо бесплатное, НЕКОТОРЫЕ наши ВУЗы получали очень хорошее техническое оснащение, которого европейские себе позволить не могут, возможно. И сейчас, ещё не всё это оснащение разбазарилось и потерялось, во что верится с трудом после 90-х, надо заметить.
Но такое хоть звучит как-то правдоподобно.
А вот что звучит крайне неправдоподобно и странно, так это заявления о «неграмотности» европейских студентов. Ну граждане! Ну как-то же они и вакцины разрабатывают, и медпрепараты хорошие, и врачей выпускают качественных, и автомобили-телевизоры лучше российских, уж пардон, и дороги.
Эти инженеры-врачи ведь учились в европейских вузах, а не в России. И выучились. И работают.
А идея возможности свободного обмена студентами между различными университетами, кажется мне так просто прекрасной! Если программа будет единой...
И вот теперь говорят: ВУЗы сопротивляются. Это понятно. Всему новому всегда сопротивляются. Но может хватит уже сопротивляться-то, а надо принять участие? Например, в разработках программ обучения, чтобы они были хорошими реально, а не плохими, тем более, если европейские не совсем устраивают.
Сделайте лучше. И народ к вам потянется.
Что касается «мозаичности» и «модульности», то тут я и мнения не имею, поскольку не совсем понимаю. И если брать вышеприведённую статью, о «проблеме воды в Кении» слышу в первый раз, а у меня племянники учатся.
Скажу так: меня тут учили, в Испании. Кой чему. Не в высшем учебном заведении, но вроде того. Преподаватели были оттуда. А потом я и сама преподавала несколько лет пару предметов. И всё это очень сильно походило на российское обучение – где был хороший, увлечённый препод, умеющий заинтересовать аудиторию – там всё было хорошо и интересно, и учились. А где сидел-посапывал лентяй – там и ученики прохлаждались, а потом не знали ничего.
Словом, буду благодарна, если кто-то знающий разъяснит мне, чем же так плоха Болония, ну кроме баснословной стоимости полной реформы для России, как я себе это представляю, всяких юридических лагун и геморройности процесса вообще.
Вот интересно, я, например, зооинженер, теоретически. Такая специальность есть в ряде стран Латинской Америки, но не в Европе. Конкретно, чего будет делать Зооинженерный факультет МСХА при переходе на Болонию? Упразднится?
Почему преподавательский состав сидит – ногой качает? Приняли бы участие, сделали бы хорошо. Система образования-то всё равно меняется, не остановить.
От глобализации ведь не сбежишь.
А в заключении, привожу ещё один из абсолютно бредовых, с моей точки зрения, аргументов противников Болонии:
Уверены ли мы в том, что современный российский студент будет использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования по назначению? То есть он пойдет грызть гранит науки, будет корпеть над учебниками, «зависнет» в Интернете, чтобы ознакомиться с новейшими научными работами по предметам? Глубоко сомневаюсь в этом, ибо опыт показывает, что освободившееся время он будет использовать на что угодно, только не на самостоятельную работу. А проконтролировать мы не сможем. Потому как — где формы и критерии контроля? Ну что, нам ставить вертушку в библиотеке — и по пропускам смотреть, сколько времени конкретный студент провел времени в библиотеке и изучением каких книг занимался?
То есть, российский студент, этот странный зверь, который изначально «прекрасно подготовлен», по сравнению со своими «неграмонтыми» европейскими корешами, просто не в состоянии сам почитать книжки без надсмотрщика?
Цитата взята вот отсюда http://netreforme.org/poroki/bolonskiy-protsess-v-rossii-rasstrel-fundamentalnogo-rossiyskogo-obrazovaniya/
Понимаю, что далеко не все готовы это читать :)
Journal information