olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Categories:

Киев. 1941 -1943

[Spoiler (click to open)]взят у k_poli в Киев. 1941 -1943
Въезжая в Украину любой, наверное, бывший «советский», размышляет о «незалежности». Ведь когда-то мы были одной страной и запросто ездили в Киев, в Одессу, во Львов – не заполняя деклараций, не проходя таможенный контроль, не меняя валюту. Времена изменились. Теперь иная политика, идеология, история.

Толпа женщин стоит на углу улиц Керосинной (ныне — ул. Шолуденко) и Лагерной (ныне эта ее часть — ул. Маршала Рыбалко) у ограды стадиона «Зенит» (ныне — «Старт») и предположительно пытается узнать что-то о судьбах своих мужей, сыновей, братьев, содержавшихся в соседних казармах. В беретах и с непокрытыми головами — горожанки. Фото сделано через 10 дней после падения Киева немецким военным фотографом Иоганнесом Хёле, служившим в 637-й роте пропаганды, входившей в состав 6-й германской армии, захватившей столицу УССР.



Быть может, лучше всего это проявляется в отношении ко Второй мировой войне. В столице и других городах 9 мая проходят торжественные мероприятия, но во Львове, говорят, в этот день всем организациям и партиям заказано проводить массовые акции. Они, конечно, проходят, но без скандалов не обходятся. Здесь чтят ветеранов, но не забывают и сталинские времена. Без перегибов не обходится. В Киеве есть Музей советской оккупации, но мемориального комплекса Бабий Яр – до сих пор нет…


Советские военнопленные под присмотром эсэсовцев засыпают землёй участок Бабьего Яра, где лежат расстрелянные. Полуприсыпанные деревья и кусты на дне свидетельствуют, что склоны яра были взорваны. Некоторые из пленных в штатском. Это, вероятно, те, кто успел переодеться, спасаясь от плена, но был выявлен. По краям яра стоят эсэсовцы-конвоиры, с винтовками на плече, с касками на поясе.




Но от памяти не отвернешься и вспять историю не повернешь. Великая отечественная была для жителей трагедией. С первых минут войны немцы безжалостно бомбили город. Уже 11 июля 1941 года фашистские войска подошли городу. Оборонительная операция продолжалась 78 дней - 19 сентября цитадель была взята.


Тела убитых мирных жителей на бульваре Тараса Шевченко в оккупированном Киеве. Справа бывшая Промакадемия, дом № 74 (ныне проспект Победы, 8).
Убитые, лежащие вдоль бордюра, предположительно евреи, одни из тех, кто 29 сентября не явился по распоряжению оккупантов на пункт сбора. Почти все идущие смотрят перед собой или в объектив; лишь некоторые — на трупы. Эти люди направляются на Еврейский (Галицкий) базар. Он располагался посредине современной площади Победы. С началом немецкой оккупации базары стали тем единственным местом, где можно было купить или выменять на вещи продукты. Ими торговали те, кто сумел разжиться в дни безвластия — 18–19 сентября 1941 г., когда безнаказанно грабили магазины и склады. Крестьяне и жители пригородов на базарах продавали свежие овощи и молоко.





Не секрет, победителей тогда встречали цветами и караваями – как освободителей от «колхозного» режима. Верили в культурное возрождение. Мало кто мог вообразить, какие кровавые порядки установят новые властители. Уже 29 и 30 сентября в Бабьем Яру были расстреляны члены еврейской общины - более 33 тысяч человек за два дня. На окраинах возникли Дарницкий и Сырецкий концлагеря, где погибли 80 тысяч военнопленных, подпольщиков и «неугодных» жителей города. На принудительные работы в Германию из Киева было отправлено свыше 100 тысяч человек. Таким образом, к концу 1943 года население города сократилось до 180 тысяч.


Священник рядом со взорванным Успенским собором Киево-Печерской лавры, ноябрь 1941 года




В канун отступления немецкие оккупанты начали жечь Киев. В ночь на 6 ноября 1943 года передовые части Красной армии, преодолевая незначительное сопротивление остатков немецкой армии, вступили в почти пустой пылающий город. Cуществует версия, что Сталин или советские военачальники во что бы то ни стало хотели успеть освободить город к советской праздничной дате 7 ноября, что привело к масштабным человеческим потерям. Так или иначе, освобождение Киева стоило жизни 6491 бойцу и командиру Красной армии.


Руины Успенского Собора Киево-Печерской лавры, взорванного 3 ноября 1941 года. Существует несколько версий причин взрыва: взрыв как немцами, так и партизанами или НКВД. В конце 1990-х годов собор был восстановлен




Всего за время боевых действий в Киеве было разрушено 940 зданий государственных и общественных учреждений, 1742 коммунальных дома и 3600 частных домов. Были уничтожены все мосты через Днепр, выведены из строя водопровод, канализация, транспортное хозяйство.


Жители оккупированного Киева, отправляемые немцами на принудительные работы в Германию




На Аллее Героев теперь малолюдно. У скульптурной композиции «Форсирование Днепра» - как и в любом другом городском парке - гуляют родители с детьми. Выставка боевой техники напоминает склад под открытым небом. Прямо напротив входа в музей – два разноцветных танка, любимое развлечение ребятишек всех возрастов. Война кончилась.

Немецкий патруль ведет пойманных переодетых советских солдат, сентябрь 1941




Остатки баррикады из мешков с землей, построенной в дни обороны Киева, на углу улиц Коминтерна и Жилянской. На углу — довоенные указатели «перехід».




Убитые советские военнопленные на улице Киева. Один из них одет в гимнастерку и галифе, другой — в нижнем белье. Оба разуты, босые ноги в грязи — шли босиком. У убитых- истощённые лица. Очевидцы вспоминают, что, когда пленных гнали по киевским улицам, конвоиры расстреливали тех, кто не мог идти. Прохожие торопятся проскочить опасное место, где стоит немец с фотоаппаратом. На втором плане — старый киевский дом, переоборудованный, как видно, под какое-то производство. На дверях белый крест - очевидно, он должен свидетельствовать о том, что в доме нет евреев — накануне в Киеве прошли массовые расстрелы еврейского населения.




Четверо советских военнопленных и немецкий конвоир на бульваре Тараса Шевченко в оккупированном Киеве. Военнопленные о чем-то говорят с немецким конвоиром, стоящим у трамвайного вагона «пульман» с номером 1023. На трафарете — маршрут № 7, следовавший по бульвару Тараса Шевченко и Брест-Литовскому шоссе (проспект Победы) до ул. Полевой.




Улица Крещатик в оккупированном Киеве, 1942




Трупы советских граждан, обнаруженные на территории концлагеря в Дарнице, ноябрь 1943



Киев освобожден. Советские войска проходят по Крещатику, ноябрь 1943.




Ноябрь 1943 года, партизанские отряды идут парадным строем по Софиеской площади



Разрушенный Крещатик, осень 1943 года




Первые казни немцев и коллаборационистов



И несколько современных фотографий:





Бабий Яр. Здесь расстреливали людей



Памятник детям в Бабьем Яру



Памятник подпольщице Татьяне Маркус - единственной женщине, получившей звание Герой Украины за участие в войне



Памятный знак на месте Сырецкого концлагеря



Памятник военным летчикам на Днепровском спуске



Памятник летчику-асу Ивану Кожедубу



Здесь, на месте станции метро "Днепр" была наведена первая понтонная переправа во время освобождения Киева






Скульптурные композиции «Форсирование Днепра» и «Передача оружия»








Выставка боевой техники





Обелиск Славы на берегу Днепра















Tags: Никто не забыт ничто не забыто
Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 405
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments