olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Великий русский хорват-Юрай Крижанич

[Spoiler (click to open)] взят у zagrebchanka в Великий русский хорват-Юрай Крижанич
Есть в хорватской истории удивительный человек-Юрай Крижанич. Он прожил насыщенную, полную драматических событий жизнь, но в Хорватии его знают очень немногие. К сожалению, даже его имя не упоминается в учебнике истории для 6 класса. Между тем, он оставил заметный след в истории своей страны и, что так заинтересовало в своё время и меня, в истории России. Ведь Крижанич одно время был принят при дворе царя Алексей Михайловича, воспитывал его сына и наследника, а потом более 15 лет жил в ссылке в Тобольске. Ему посвящена целая глава в книге историка Костомарова "История России в жизнеописании её главнейших деятелей".
Как же Крижанич, хорват, католик, мог написать вот такие слова: " «Всем единоплеменным народам глава — народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли."?
Давайте обо всём по порядку
Юрай Крижанич родился в начале 17 века (1617 г) в дворянской обедневшей семье. Всю жизнь потом бедность преследовала его как зараза, но ему удалось получить приличное образование сначала в семинарии Загреба, потом Вены, потом в Италии. Он получил отличное юридическое и церковное образование, знал, помимо хорватского и латыни, немецкий, венгерский, турецкий и итальянский языки. В 1640 году он продолжил образование в греческом коллегиуме св. Афанасия в Риме. Там он учил греческий язык и стал горячим сторонником унии- идеи объединения католичества и православия (ну, под эгидой Рима, разумеется). Давайте на минуту вспомним, что творится в Европе в это время. Уже сто пятьдесят лет висят на стене в Виттенберге 95 тезисов Лютера. Давно закончил свою работу Тридентский Собор, так и не сумевший дать отпор бушующей в Европе реформации. В родной Крижаничу Хорватии Османская империя насильно исламизирует население, угнетает христианскую веру. И вот идея унии, объединения западной и восточной ветви христианства перед лицом и ислама и протестантов. Но Крижанич сделал и следующий шаг: оставаясь славянином ,прежде всего, он осознал, что разделение на католиков и православных разделяет и ослабляет славян. Разъединённых славян угнетают и эксплуатируют и немцы, и турки.
Вообще, немцев Крижанич не любил еще больше, чем турок.
Смотрите, что он писал он них: "«Ненасытима алчность немецкая; всего им мало, хотелось бы им весь народ и всю державу нашу пожрать одним глотком. Не удалось им учинить в России того, что у них было в мысли, т.е. захватить господство над народом, так как они уже захватили царственное величие в уграх, чехах, ляхах, Литве и в других странах, гневаются, скрежещут, рвутся от злости, как бы русское государство подчинить своей власти. Несколько раз они уже подходили близко к исполнению своего намерения, да только Бог уничтожал их высокомерные думы и освободил от прелютого ярма немецкого. А всетаки немцы не отступаются от своей думы… Болгары, сербы, хорваты давно уже потеряли не только свое государство, но всю свою силу, язык, разум. Не разумеют они, что такое честь и достоинство, не могут сами себе помочь, нужна им внешняя сила, чтоб стать на ноги и занять место в числе народов."
Итак, славянам необходимо объединиться, чтобы дать отпор. И ясно, что центром объединения должна стать Русь с просвещённым монархом во главе. Именно с этой идеей Крижанич и отправляется в Москву к царю Алексею.
Вот что пишет Костомаров: " Крижанич пришел к убеждению, что весь славянский мир должен сделаться единым обществом, единым народом. При таком взгляде он естественно сосредоточил внимание на России, как на самой обширной стране, населенной славянским племенем."
В Вене в 1658 году Крижанич встречается с русским посольством, набиравшим иноземцев на царскую службу. И прямиком из Вены отправляется в Москву. Он проезжает Малороссию, видит русский быт, ужасается зловонию и неопрятности русских. А по приезде в Москву работает переводчиком, встречается с царём и даженекоторое время служит воспитателем наследника Алексея, на которого возлагает большие надежды.
Но идея унии с католиками (как поручение из Рима) и объединения всех славян не встречает одушевления при дворе Алексея Михайловича. Ведь и тут всё непросто- Русь потрясает церковный раскол, и новые ереси царю совсем ни к чему.
И бедного Крижанича отправляют в ссылку (смешное хорватское слово-прогонство) с глаз долой в Тобольск, выделив лишь очень скромное жалование. В Тобольске Крижанич прожил долгих 15 лет, не сдался, не пал духом и написал самые удивительные свои книги.


продолжение следует
Tags: история
Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author