olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Мари, Госпожа Амбото (Mari, La Dama de Amboto)

Оригинал взят у intrusa00 в Мари, Госпожа Амбото (Mari, La Dama de Amboto)
Много-много веков назад, в одном из маленьких горных селений Страны Басков, жили-были супруг с супругою. Нормально, в общем-то жили, не имея для полного счастья только одного – достойного потомства.
Время шло, пролетали годы, а долгожданная беременность всё не приходила, и, однажды, отчаявшаяся женщина прокричала в ночь – «Очень хочу родить ребёнка, любой ценой, пусть даже в 20 лет его заберёт дьявол!»

Через некоторое время она забеременела и родила прелестную девочку – красавицу со светлыми волосами.
Родители обожали дочку, растили и воспитывали со всевозможным усердием, но матери было неспокойно. И, за день до двадцатилетия дочери, женщина заперла её в стеклянный ящик и стала неустанно стеречь. День и ночь не отходила она от ящика.....но дьявол на то и дьявол. Остановить его невозможно.

Разбив ящик, он увлёк девушку на вершину горы Амбото, где она и осталась на веки вечные, ибо наделена была высшей силой.
Так началась история Мари – Госпожи Амбото, повелительницы сил природы.


Uploaded with ImageShack.us



Свет христианства ещё не дошёл до Страны Басков в те времена, и женщины баскской земли, рождённые в ту далёкую эпоху, были независимы, самостоятельны и свободолюбивы.
Мари была красавицей, и, конечно же, пыталась найти любовь. Древние летописи рассказывают, что она вышла замуж за простого смертного из посёлка Бэасайн и родила ему детей. Однако же, жизнь в браке не сделала счастливыми ни его, ни её, ибо Мари не привыкла повиноваться мужу во всём, смиренно выполняя работы по дому и не встревая в принятие важных решений.
Муж её, как и остальные постепенно принимавшие христианство односельчане, считали её «плохой женщиной» и плохой женой. Дело в том, что Мари наотрез отказалась крестить детей.
Тогда самонадеянный супруг привязал её к телеге, погрузил туда детей, и повёз их всех через горы в ближайшую католическую церковь на крещение. На одном из перевалов, в телеге вдруг вспыхнул сноп огня. Мари пережгла верёвки и взлетела огненным сполохом в небо, крикнув – «Детей моих – небу, а я сама – в горы!»

Рассказывают ещё несколько историй о Мари и её поклонниках из обычных мужчин, в том числе, историю её отношений с Сеньёром Бизкайи доном Диего Лопез Де Аро, но ни одна из них не закончилась хорошо.
Мари поставила условие дону Диего – никогда не креститься в её присутствии. Обещания он не сдержал и Мари покинула его и прокляла. Много поколений потомков дона Диего обязаны были приносить ей в жертву корову, оставляя её на склоне горы. Традиция свято соблюдалась до пятого поколения, а осмелившийся нарушить обычай потомок рода Лопез Де Аро, незамедлительно лишился глаза.

Мари же приняла свою участь. Госпожа Амбото, управляющая силами природы, насылающая грозы и бури, она всё так же прекрасна и элегантна, любит появляться в красном платье, держа в руке миниатюрный золотой замок, хотя и живёт в пещерах.
Семь лет Мари проживает в пещере горы Амбото, и ещё семь в Муруменди или Чиндоки, и тогда климат местности сменяется с дождливого на сухой и наоборот.
Мари можно увидеть рядом с пещерой, расчёсывающей свои длинные волосы гребнем из чистого золота. Иногда её волосы расчёсывает Майю, дух-змей, ставший спутником жизни и любовью Мари и приходящий к ней по пятницам или воскресеньям. А ещё, поражённый путник может увидеть иногда, как она летит по небу в своей огненной колеснице.
Также, у неё есть два сына Арраиби, излучающий добро, и Микелац, излучающий зло и зависть.


Uploaded with ImageShack.us

Иногда Мари помогает людям. Иногда наказывает их. Госпожа Амбото не выносит врунов и воров.
Попасть и в пещеру Мари, где она прядёт, намотав пряжу на рога барана, вполне возможно. Однако, случайно или по делу зашедший путник, удостоенный чести быть допущенным в пещеру, вряд ли выйдет оттуда на свет, если не соблюдает 3 основных правила:

-называть Мари на только «ты», ибо в древнем языке басков не было формы «вы» и Мари её не понимает
-никогда не садиться, даже если предложат
-выходить из пещеры точно так же, как и зашёл – спиной вперёд.

Мари капризна и повелевает многими демонами и духами баскских гор. Будет ли она благосконна к просителю, зависит полностью от его смекалки и честности.
Не стоит гневить всесильную повелительницу природных сил. Она может наслать пожар или грозу, но может и отвести, может помочь найти потерянных овец, или отобрать украденное у воров, а может и проклясть. Поэтому, Мари весьма почитаема и по сей день.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мари или Мадди является основным персонажем баскской мифологии, олицетворяющим Землю и её силы. Как и большинство других героев легенд Страны Басков, она относится к дохристианскому периоду и весьма неоднозначна - соединяет в себе добро и зло.
Мари также популярна в Наварре и Арагоне, где с ней связано великое множество легенд. Писать про неё тяжело, поскольку в источниках информация изложена весьма скупым языком и, часто, с весьма странными оборотами, учитывая что это перевод древних летописцев. К тому же, все легенды изложены на языке басков - эускера.

Tags: легенды
Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author