Я стала ярым фанатом иранского кино, поэтому хочу рассказать еще о двух фильмах, которые посмотрела недавно. Предыдущие посты на эту тему тут:
http://e-l-f-a.livejournal.com/387016.html
http://e-l-f-a.livejournal.com/387199.html
Сегодня я напишу про два очень разных фильма, это "Никто не знает о персидских котах" и "Дождь".
Начну с того, что иранское кино можно поделить условно на две группы. Первая группа - то, что прошло цензуру в Иране и было допущено там к просмотру, а вторая группа - кино, которое не было одобрено, и режиссёры свои работы вывозили в Европу и США, где получали за них призы, правда, вернуться обратно в Иран теперь боятся. Из этого, конечно, раздуваются скандалы, но, если хорошо подумать, то всё немножко не так выглядит на самом деле.
Я посмотрела несколько запрещенных фильмов, от которых европейцы в восторге. Я скажу, почему они им нравятся. Потому что это фильмы про то, что в Иране есть плохого. Поэтому фильм может быть вообще никакой, но если он про "плохой" Иран, всё - награды ему обеспечены. А между тем, фильмы, которые прошли цензуру на родине - гораздо сильнее, глубже и красивее, чем те, которым было отказано.
Всё это очень похоже на ситуацию, которая была в Советском союзе. Я как-то читала интервью с одним художником, который в 90-х годах радостно уехал за границу из этой "страшной" страны. Не помню имя, к своему стыду, но кто-то очень известный))) Художник рвался на свободу. И вот спустя много лет он говорит, что свободы-то и не получил. Потому что на тот момент единственное, чего ждал Запад от русских художников - это картин про то, как плохо в России. Когда художнику надоело это рисовать, и он захотел развиваться и сменить направление, галерейщик поставил ему жесткое условие - или пишешь то, что мы от тебя ждем или остаешься без денег и мастерской. Художник был для них таким диковинным зверем и должен был выполнять то, для чего его посадили в клетку. Так вот все это очень напоминает ситуацию с иранским кино. Запад хочет фильмов про неправильный страшный Иран. Поэтому можно снять какого-угодно качества кино на эту тему - и стать известным на Западе.
Причем, если смотреть это кино трезвым взглядом - то какого-то такого страшного Ирана там и нет... Хотя зло для каждого имеет свое лицо, а кто-то углядит зло и там, где его плохо видно.
Иран сейчас похож на СССР тех времён, когда всех охватила жажда западной культуры, безграничной свободы, а цензура еще была жесткой. Только у нас был социализм, а у иранцев ислам. Ну вот в 90-х мы дорвались до свободы. И до сих пор удивляемся, как это так - искусство получило все возможности, а почему-то перестало быть искусством... Ну не перестало, конечно, это я перегнула))) Но с экранов на нас хлынул поток некачественного кино и музыки. И мы удивляемся, как же так - в СССР было ничего нельзя, а снимали такие душевные хорошие фильмы, писали к ним необыкновенно талантливую музыку и стихи, которые берут за душу до сих пор. А в наше время можно всё - а мы телевизор уже боимся включать. Так вот чувствуется, что Иран близок к этому, к нашим 90-м, если молодежь дорвется до какого-нибудь переворота. И будет им свобода. Но не будет уже того искусства, которое есть сейчас, благодаря жёстким рамкам.
Итак, о чем же прославленный фильм "Никто не знает о персидских котах"? Нет, не о котах))) Он о запрещенной в Иране музыке. Такие "Стиляги" по-ирански. Дело в том, что основное население Ирана - молодежь, по причине взрыва рождаемости в прежние годы. И эта молодежь очень рвется к западной культуре - образу жизни, музыке. А ислам их в этом сдерживает. То есть не дает им пить, курить, принимать наркотики, заниматься проституцией, ходить в миниюбках и играть рэп и рок. Это всё есть - в тени, незаконно и преследуется полицией. Но это не является общественной нормой. Например, в кино показывают много молодежных групп, которые прячутся в разных подвалах, хлеву, на чердаках, на стройках - чтобы играть свою музыку. Потому что соседи на них постоянно жалуются в полицию. Вот этот момент надо обязательно заметить!
Понимаете, режим, который не нравится одним - как правило, устраивает других. Нельзя утверждать, что он плохой или хороший, если в стране достаточно людей, его принимающих. Потому что, если бы очень хотелось срочно устроить революцию - они бы ее уже устроили. Как сделали это в конце 70-х. Не так уж давно, правда? Быстро всё в стране перевернули. Если этого не произошло - значит не всем это нужно. И вот как-то глупо возмущаться, что соседям не нравится твоя музыка, они не хотят ее слушать и обращаются в полицию... Она им и не должна нравиться. Это вопрос сосуществования в социуме. Если тебя отторгает социум - это не всегда значит, что проблема в социуме))) Хотя надо справедливости ради отметить, что в фильме достаточно хорошей музыки, НО там наравне с запрещенными группами снимали и тех, у кого есть разрешение. И я, честно говоря, так и не поняла, в чем разница, и почему одним позволяют выступать, а другим нет. Певцы с разрешением тоже очень талантливые, значит как-то пробиться все-таки можно. Вот этот момент остался в тумане. Ну да, там говорилось про свободу слова. Чтобы петь то, что им хочется, ребята стараются уезжать за границу. И в Европе получают поддержку. Я это всё понимаю, но я также увидела, что петь-то можно и в Иране, вопрос, что петь... Ребята явно стремятся к западной музыке, и именно это не приветствуется. К чему еще они стремятся?
В конце фильма мы видим облаву на незаконный ночной клуб. Законных там, разумеется, не бывает. Что в этом клубе? Западная музыка, наркотики, проститутки, алкоголь. Какой ужас - приехала полиция. Молодежи не дали пошалить. С этим иранцы едут в Европу - пожаловаться. Ну допустим, дорвутся они до свободы в результате, устроят свой переворот, наши 90-е. Дальше что? Получат полную свободу. И станут жить намного лучше? Не знаю.
Ислам является рамками, сдерживающими общество. Да, наверное, слишком жёсткими рамками, ну это такая религия. Хотя в разных странах она имеет свои очертания, тут надо отделять мух от котлет и не валить всё в одну кучу. Но стоит задуматься о том, ОТ ЧЕГО пытается оградить ислам общество. Посмотреть с другой стороны. И вот я совсем не уверена, что полное избавление от контроля и получение безграничной свободы - будут безусловным благом для страны...
Возвращаясь к фильму - посмотреть можно. Эстетически приятное кино, с хорошей музыкой и красивыми молодыми людьми. В фильме играют не профессиональные актеры, а реальные музыканты. Кстати, для иранского кино вообще свойственно снимать обычных людей. Поэтому кино получается очень жизненным и реалистичным.
Второй фильм, про который я хотела рассказать - это совсем другая история, и фильм более старый. "Дождь" - необыкновенно глубокое кино, на уровне фильмов "Цвет рая" и "Дети небес". Про любовь, которую даже трудно представить, про необыкновенную силу духа, про тяжёлый убивающий труд, про безграничную щедрость человека, который ради другого готов отдать ВСЁ... Как всегда - смотрится с замиранием сердца...
http://e-l-f-a.livejournal.com/387016.html
http://e-l-f-a.livejournal.com/387199.html
Сегодня я напишу про два очень разных фильма, это "Никто не знает о персидских котах" и "Дождь".
Начну с того, что иранское кино можно поделить условно на две группы. Первая группа - то, что прошло цензуру в Иране и было допущено там к просмотру, а вторая группа - кино, которое не было одобрено, и режиссёры свои работы вывозили в Европу и США, где получали за них призы, правда, вернуться обратно в Иран теперь боятся. Из этого, конечно, раздуваются скандалы, но, если хорошо подумать, то всё немножко не так выглядит на самом деле.
Я посмотрела несколько запрещенных фильмов, от которых европейцы в восторге. Я скажу, почему они им нравятся. Потому что это фильмы про то, что в Иране есть плохого. Поэтому фильм может быть вообще никакой, но если он про "плохой" Иран, всё - награды ему обеспечены. А между тем, фильмы, которые прошли цензуру на родине - гораздо сильнее, глубже и красивее, чем те, которым было отказано.
Всё это очень похоже на ситуацию, которая была в Советском союзе. Я как-то читала интервью с одним художником, который в 90-х годах радостно уехал за границу из этой "страшной" страны. Не помню имя, к своему стыду, но кто-то очень известный))) Художник рвался на свободу. И вот спустя много лет он говорит, что свободы-то и не получил. Потому что на тот момент единственное, чего ждал Запад от русских художников - это картин про то, как плохо в России. Когда художнику надоело это рисовать, и он захотел развиваться и сменить направление, галерейщик поставил ему жесткое условие - или пишешь то, что мы от тебя ждем или остаешься без денег и мастерской. Художник был для них таким диковинным зверем и должен был выполнять то, для чего его посадили в клетку. Так вот все это очень напоминает ситуацию с иранским кино. Запад хочет фильмов про неправильный страшный Иран. Поэтому можно снять какого-угодно качества кино на эту тему - и стать известным на Западе.
Причем, если смотреть это кино трезвым взглядом - то какого-то такого страшного Ирана там и нет... Хотя зло для каждого имеет свое лицо, а кто-то углядит зло и там, где его плохо видно.
Иран сейчас похож на СССР тех времён, когда всех охватила жажда западной культуры, безграничной свободы, а цензура еще была жесткой. Только у нас был социализм, а у иранцев ислам. Ну вот в 90-х мы дорвались до свободы. И до сих пор удивляемся, как это так - искусство получило все возможности, а почему-то перестало быть искусством... Ну не перестало, конечно, это я перегнула))) Но с экранов на нас хлынул поток некачественного кино и музыки. И мы удивляемся, как же так - в СССР было ничего нельзя, а снимали такие душевные хорошие фильмы, писали к ним необыкновенно талантливую музыку и стихи, которые берут за душу до сих пор. А в наше время можно всё - а мы телевизор уже боимся включать. Так вот чувствуется, что Иран близок к этому, к нашим 90-м, если молодежь дорвется до какого-нибудь переворота. И будет им свобода. Но не будет уже того искусства, которое есть сейчас, благодаря жёстким рамкам.
Итак, о чем же прославленный фильм "Никто не знает о персидских котах"? Нет, не о котах))) Он о запрещенной в Иране музыке. Такие "Стиляги" по-ирански. Дело в том, что основное население Ирана - молодежь, по причине взрыва рождаемости в прежние годы. И эта молодежь очень рвется к западной культуре - образу жизни, музыке. А ислам их в этом сдерживает. То есть не дает им пить, курить, принимать наркотики, заниматься проституцией, ходить в миниюбках и играть рэп и рок. Это всё есть - в тени, незаконно и преследуется полицией. Но это не является общественной нормой. Например, в кино показывают много молодежных групп, которые прячутся в разных подвалах, хлеву, на чердаках, на стройках - чтобы играть свою музыку. Потому что соседи на них постоянно жалуются в полицию. Вот этот момент надо обязательно заметить!
Понимаете, режим, который не нравится одним - как правило, устраивает других. Нельзя утверждать, что он плохой или хороший, если в стране достаточно людей, его принимающих. Потому что, если бы очень хотелось срочно устроить революцию - они бы ее уже устроили. Как сделали это в конце 70-х. Не так уж давно, правда? Быстро всё в стране перевернули. Если этого не произошло - значит не всем это нужно. И вот как-то глупо возмущаться, что соседям не нравится твоя музыка, они не хотят ее слушать и обращаются в полицию... Она им и не должна нравиться. Это вопрос сосуществования в социуме. Если тебя отторгает социум - это не всегда значит, что проблема в социуме))) Хотя надо справедливости ради отметить, что в фильме достаточно хорошей музыки, НО там наравне с запрещенными группами снимали и тех, у кого есть разрешение. И я, честно говоря, так и не поняла, в чем разница, и почему одним позволяют выступать, а другим нет. Певцы с разрешением тоже очень талантливые, значит как-то пробиться все-таки можно. Вот этот момент остался в тумане. Ну да, там говорилось про свободу слова. Чтобы петь то, что им хочется, ребята стараются уезжать за границу. И в Европе получают поддержку. Я это всё понимаю, но я также увидела, что петь-то можно и в Иране, вопрос, что петь... Ребята явно стремятся к западной музыке, и именно это не приветствуется. К чему еще они стремятся?
В конце фильма мы видим облаву на незаконный ночной клуб. Законных там, разумеется, не бывает. Что в этом клубе? Западная музыка, наркотики, проститутки, алкоголь. Какой ужас - приехала полиция. Молодежи не дали пошалить. С этим иранцы едут в Европу - пожаловаться. Ну допустим, дорвутся они до свободы в результате, устроят свой переворот, наши 90-е. Дальше что? Получат полную свободу. И станут жить намного лучше? Не знаю.
Ислам является рамками, сдерживающими общество. Да, наверное, слишком жёсткими рамками, ну это такая религия. Хотя в разных странах она имеет свои очертания, тут надо отделять мух от котлет и не валить всё в одну кучу. Но стоит задуматься о том, ОТ ЧЕГО пытается оградить ислам общество. Посмотреть с другой стороны. И вот я совсем не уверена, что полное избавление от контроля и получение безграничной свободы - будут безусловным благом для страны...
Возвращаясь к фильму - посмотреть можно. Эстетически приятное кино, с хорошей музыкой и красивыми молодыми людьми. В фильме играют не профессиональные актеры, а реальные музыканты. Кстати, для иранского кино вообще свойственно снимать обычных людей. Поэтому кино получается очень жизненным и реалистичным.
Второй фильм, про который я хотела рассказать - это совсем другая история, и фильм более старый. "Дождь" - необыкновенно глубокое кино, на уровне фильмов "Цвет рая" и "Дети небес". Про любовь, которую даже трудно представить, про необыкновенную силу духа, про тяжёлый убивающий труд, про безграничную щедрость человека, который ради другого готов отдать ВСЁ... Как всегда - смотрится с замиранием сердца...
Journal information