olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Categories:

Сколько оленей нужно ненцу? Часть 2.

Оригинал взят у shadrapa в Сколько оленей нужно ненцу? Часть 2.
Жесткая и честная статья об укладе жизни кочевников-оленеводов, заставляющая забыть все анекдоты о них и дающая отличное представление о сложностях существования в тундре.






Рекомендую прочесть начало статьи.


А ведь время не ждёт, торопит. Уже пора сворачивать стойбище и перемещаться на новые земли, так как олени всё в округе подъели и рвутся дальше.




Особенно когда комары полчищами одолевают. Олени стремятся встать против ветра и бежать сломя голову к Карскому морю... к побережью. Там где ледяной морской бриз и вкусная солоноватая травка.




Там можно охладить в морской воде горящие от некроза копыта, если олень болен. Так что и больных оленей можно вычеркнуть из списка рабочих, которые потащат весь семейный скарб...

Их трудно удержать на одном месте. А что бы удержать это постоянно беснующееся от комарья стадо, нужна ведь скоростная упряжка из 4-5 самых сильных быков. Иначе пастух бессилен.





И эти "гоночные" пастушьи олени тоже не участвуют в транспортировке семейного груза - они заняты своей работой. И их на самом деле не 5 должно быть, а 15 как минимум. Потому что олень, отработав "смену", должен очень долго отдыхать и набираться сил.

Это ведь только пастух, муж - глава семьи, обязан без устали сутками носится по тундре на лёгкой нарточке и собирать своё разбегающееся рогатое "имущество". Чтобы не разориться в один момент, и не угробить своё семейство. Человек может… А вот олень так не может. Он работает, тянет до последнего вздоха. А потом ложится без предупреждения… вывалит язык ... и больше уже никогда не встанет.

Чтобы такого не случилось, нужно иметь постоянно, на смену «летучей» пастушьей упряжке, отдохнувших оленей. А где их брать? Из тех же трёхсот голов, разумеется.

Да ещё и какой-нибудь русский (луца), типа вашего покорного слуги, припрётся со своими тремя рюкзаками и попросит подвезти по пути,  перекочёвывая с места на место… Луца тяжелый, не то что ненец. А если по песку ехать - ему пятёрку надо запрягать, да ещё грузовую нарту с парой быков, а где столько оленей взять? А отказывать в помощи не принято… значит ещё минус 7 хабтов ))).





В комариный период, соседние семьи частников объединяются до осени в стойбища. Так легче управляться с оленями. Хоть животных и становится больше в объединённом стаде, но зато мужикам –пастухам можно дежурить по очереди, и есть возможность хоть немного отдохнуть.

В тяжелый для всех северян период массового вылета кровососов, пастухам очень тяжело. Они вынуждены постоянно собирать и удерживать стадо в куче, чтобы олени не разбежались против ветра и не пропали. Животным тяжело, и они начинают медленное, и казалось бы хаотичное, броуновское движение, что бы как-то избавиться от надоедливого гнуса. Ходят вплотную друг к другу, пытаясь скинуть «своих» комаров и мошку на соседа, передать ему часть своих вампиров.

Но если присмотреться, то замечаешь, что этот движущийся поток оленей подвержен строгой закономерности. Они движутся в этом живом котле по спирали. Те, которые были в центре, постепенно перетекают к краям живого пятна и наоборот.








Не дай бог, в этот момент, пастуху упустить хотя бы несколько животных из под контроля! Тут же за вырвавшейся особью рванёт всё стадо. Может и смять живым потоком стариков, и в один момент умчится на свежий ветер, оставив на вытоптанной грязи покалеченных собратьев! Как говорят водители - устремятся «в точку». Это беда… Искать и собирать их приходится ни один день. А за это время они добегут до стада твоего соседа и старательно перемешаются с чужими оленями… уй-ё-ё-ё… представляете, сколько труда придётся приложить, что бы поодиночке, узнавая каждого своего оленя в лицо (!!!), арканом переловить поодиночке всё свое стадо, отсортировать и перегнать своё единственное средство к существованию обратно. К своему чуму и на свой родовой «коридор» каслания (кочевки).

На мой взгляд, проще перебрать гору крупы смешанной с горохом. (Сортируя крупу хоть бегать по болотам не нужно, несколько суток подряд.)
Поэтому-то и нужны оленеводу большие пространства, чтобы не было таких вот опасных перемешиваний. А где эти большие пространства взять в такой тесной тундре? Соседи каслают бок обок, параллельно с тобой. Да ещё и Газпром-батюшка на твоем традиционном пути кочёвки, месторождение осваивает, трубу прокладывает, стройки ведет повсеместно. Какие уж там теперь пастбища?







Приходится стаду далеко стороной обходить такие места. Там полно железок валяется, о которые олени нещадно бьют и калечат копыта. А пораненное в летнюю дождливую, или жаркую пору копыто – это потенциальный труп, или как минимум, не работник уже. Да и растительности, в таком антропогенном ландшафте нет никакой – всё содрано до песка, пропало кормовое место…




Вот и уводит семья своих животных подальше в обход загубленного участка. А там по пути опять на соседа натыкается, который своё стадо тоже направляет в обход… Чувствуете, чем дело пахнет? «Здрас-с-с-те, какая встреча! Как вы здесь оказались, это же наш переход?». А тем временем олешки, под весёлое щёлкание копыт и хрюканье теляток, снова радостно перемешиваются со стадом любимого соседа…
(Я не знаю как вы, а я бы уже на второй раз, тихо бы сошел с ума от предстоящей перспективы … И ведь Вы помните? Я говорил, что описываю лишь небольшую часть трудностей, которую знаю. И, по своей скудной практике и грамотности в этом деле, я не могу описать оставшуюся подводную часть айсберга проблем)

Итак, мои дорогие коллеги - господа офисные оленеводы… Думаю, я достаточно напугал вас трудностями тружеников тундры? Смею надеяться, что мечта услышать тихое щелканье копыт проходящего мимо стада, у вас не пропадёт, но заставит ещё сильнее любить и ценить щёлканье клавиш нашей общей кормилицы – ненаглядной и надоевшей до чёртиков «тёти Клавы». )))

Так вот, давайте опять вернёмся к вопросу - зачем нужно так много оленей?
Есть ещё одна категория, входящая в состав группы рабочих быков. Это авки - любимчики семьи оленевода.
Для самых быстрых упряжек, ненецкий пастух использует своих любимых оленей. Часто бывает, что эти особые олени пополняют стадо в качестве приданого невесты, поэтому, конечно, более любимые и ухоженные.
Эти стоят на особом, привилегированном положении. Они с детства приручены к рукам, как домашние собачонки. Это вам не полудикая стадная масса – это элита.
Называют такого оленя –авка. Наверное, чаще всего, авками становятся оленята потерявшие мать. С младенчества хозяйка их выпаивает молочком из бутылочки, если никакая другая важенка не примет сиротку. Прикармливается хлебушком из рук хозяев. Отзывается на позывку (таля… таля.. таля-куку..) и подходит смело к хозяйке за лакомством. Привыкает, в общем, и привязывается к человеку.





Пока всё стадо стоически переживает муки от нашествия гнуса, и топчется на маленьком пятачке удерживаемое пастухами, эти сибариты-авки, наслаждаясь ароматным дымком от костра из ивовых веток, валяются себе рядом с чумом.




Такие дымокурчики раскладывают специально, что бы любимые домашние питомцы не так сильно страдали от досаждающих насекомых. Я порой удивлялся, с какой заботой относятся ненцы к своим любимцам. Доходит до того, что для авки ставят специальную палатку(!) в которую затягивает дымок от специального костра, и где олень может отдохнуть в тяжелый период безветрия.

А однажды, я был вообще шокирован увиденным. Как-то раз меня забросили в район работ вертолетом, недалеко от одного стойбища. Я заметил чумы вдали, и тут же пошел в гости. Сижу, угощаюсь, наслаждаюсь гостеприимством хозяина. Хозяйка мечет на стол угощения и лакомства – сухари, варёную оленину, малосольную рыбу, лахтачий жир, гусиные шкварки из кожи, и прочие деликатесы, до которых я, стосковавшись за зиму, очень охочий стал.







Пришел я тоже не с пустыми руками, поэтому сам и разливаю. Так принято. Все пьют из одной микроскопической рюмашки по очереди, по кругу. Ведем неспешную беседу о новостях.
Ну, примерно вот так))







Вход в чум занавешен, в тазике у «порога» дымится слабенький дымокур. И вдруг… занавеска приподнимается и в чум, с полноправным чувством хозяина, вваливается здоровенный бычара, облепленный мошкарой !!! Стоит на свободной половине чума, и на рогах занавеска болтается. У меня отвисла челюсть, и даже рука с рюмкой замерла, не донесенная до очередного желающего… я такого никогда в жизни не видел. Ну, ладно собаки по чуму снуют – это дело привычное, но олень!!??




А этот бычок, постоял, обвёл население чума волооким взглядом, тяжело вздохнул, письнул тугой струёй на землю, и начал устраиваться поспать и пожевать свою жвачку.
Хозяева, заметив моё удивление, как бы извиняясь, объяснили, что этот авка с младенчества привык спасаться в чуме от комаров. Пока был маленький, он не мешал. А теперь хоть и вырос, но по привычке иногда заглядывает на запах дымка))). Объяснили, и пошли ему ставить отдельную палатку (!!!))).




Ненцы вообще обожают своих оленей. Если фотографируются на память, то сразу зовут авку, что бы с ним сняться.










У меня сложилось впечатление, что авки не просто домашние любимчики. Они являются своего рода НЗ для оленевода. Если вдруг все олени разбегутся, то приходится их бежать искать в тундре, а потом как-то умудриться завернуть обратно к стоянке, к дому. А как их догонишь на своих двоих? Плохо хозяину без авки – приходится пешком ковылять иногда по 15-20 км, что бы завернуть стадо. Поехать в погоню-то не на ком - все разбежались.

А когда есть такие вот прирученные, то они редко от чума убегают. Всё время поблизости крутятся.
В крайнем случае, можно их поймать, и запрячь в нарту, что бы догнать стадо. Правда вот, больше чем двух авок у хозяина я не встречал. Может просто не видел?
Авок тоже берегут и не всегда заставляют работать. Потому они такие жирные, гладкие и сильные. Но зато когда устраивают гонки, то впрягают именно своих любимцев. Не уставшие, всегда свеженькие и сильные, они позволяют хозяину выиграть соревнования.








Подозреваю, что и в критических ситуациях, когда человек заболел и вопрос стоит о жизни и смерти, чтобы не умереть с голода, за спасением обращаются именно к ним, к любимым авкам, которых не потребуется ловить, бегая по тундре, а можно зазвать прямо в чум. Впрочем, это лишь мои догадки.

Так вот, вернёмся к вопросу об оставшейся группе и о количестве о ездовых оленей.
Тем бедолагам – рабочим хабтам, которые тащат по траве и по голому песку тяжелые (около 100кг) грузовые нарты (вандей) приходится тяжелее всех. В каждую «вандейку» впрягают по 2 хорошо обученных быка.




Если бык не обучен, он не повезет груз.
Поэтому можно смело вычеркивать: совсем старых; молодых и подрастающих; а так же необъезженных быков из списка помощников.

А тем олешкам, которые работали - тоже нужна смена. Иначе они быстро откинут копыта... После такого труда этим парням надо отдыхать как минимум 2-3 дня, кушать травку, много спать для долгого и сложного пищеварения. Попробуй, перевари этот не энергоёмкий жестяной лишайник да ивовые листья с осокой?

А осенью наступит пора забоя... нужны ведь деньги для житья.
Нужно ведь и зимний вариант чума отремонтировать, шесты например, у лесных ненцев или у хантов купить,




… доски для зимнего пола, печку взамен прогоревшей,




…полозья нартам стершиеся подбить, одежду ребятишкам в поселок, продуктов опять же запас на весь сезон (!). Это тундра.. там в магазин не сбегаешь когда приспичит, там просто зимняя пустыня...
Если совсем нет денег, то придётся 5-20%, таких необходимых тебе помощников, лишиться и просто сдать на мясо. В основном стариков, конечно, и малоценных особей.




Деньги то откуда ещё брать? Газпром, например, умудряется как то деньги из под родной земли выкачивать. На месте одного родового-фамильного пастбища этой семьи - буровую поставил. Всё маслом-солярой в округе залил, какой тут корм оленям??
Дорога тоже, хоть и узкая полоса, но зато длиной 500 км. Большую площадь занимает, если прикинуть.




На месте другого ягельника устроил карьер для добычи песка, что бы дорогу отсыпать. А на этом ягельнике ещё дедовские олени всю жизнь паслись.
И вот, тёмной полярной ночью, приплелось усталое стадо на место долгожданного отдыха, а этого холма с ягелем и нет вовсе - бульдозеры срыли под основание, одна яма осталась... Значит, отдых откладывается и надо идти дальше. А это уже опасно для оленьих сил и даже жизней, да и для человеческой иной раз тоже.
Вот такие дела….



Вопрос автору: зачем аборигенам олени? Я где-то читал, что у них огромные стада оленей.

Огромные - это сколько? Всё ведь относительно. Если взять общее поголовье домашнего оленя на Ямале, то оно составит около 700 тыс. голов. Это действительно большая нагрузка на пастбища, и проблема перевыпаса сейчас становится всё острее. Особенно в условиях когда значительные площади этих пастбищ уничтожаются в процессе добычи углеводородов «для всей страны».
Да, поголовье домашнего оленя растёт. А кто обвинит в этом коренных жителей? Всем хочется жить лучше и богаче. А олени – это же их деньги. Материальное имущество, показатель благосостояния. Рождаются дети – им тоже нужны будут свои олени. Невесте приданое или калым отдать… У кого повернётся язык обвинить нацию в демографическом росте? Сами вот переживаем, что русских меньше становится.

Я считаю, что 3000 голов это огромное стадо. Но частных владельцев таких стад я не встречал. Это размер колхозного, государственного стада - от 3-х до 8 тысяч.
Впрочем, я тоже не претендую на истину. Сейчас ситуация может меняться. Может сейчас уже и есть кто-либо из частников, владеющих стадом более 2-х тысяч голов, но это наверняка семья с кучей сыновей. Только они такое могут себе позволить и потянуть такую работу.
А раз много членов семьи, то стало быть и всяких вещей-барахла домашнего много. Стало быть, много потребуется оленей для транспортировки семейного имущества, ну и для пропитания тоже.
Вы считали в уме количество оленей, которые не участвуют в основной работе, но совершенно необходимы для полноценного существования стада и существования семьи в тундре? Я уже сбился, если честно )))

Думаю, что из того «прожиточного минимума в 300 голов, непосредственно в тяжелых работах участвует около 100 голов. Причем третья часть их должна находиться на отдыхе. То есть из трёх сотенного стада, постоянно в работе лишь 30 голов. Остальные же совершенно необходимы для существования и жизнеобеспечения всей системы.
Вот такое интересное «расследование» у меня получилось. Увлекли вы меня этим вопросом…
Всё написанное считаете ИМХО. Надо бы мне всё же посоветоваться с оленеводами знакомыми. Может я где-то и чушь спорол))



Автор текста  – Ayno Виктор Слодкевич.
Большое ему спасибо за разрешение публикации.
Оригинал статьи.
Иллюстрации – из приведенных в оригинальном посте.

Расскажите об этой записи своим друзьям.
Читайте меня в Twitter – там много интересного.



Tags: про оленей
Subscribe

promo olenenyok january 21, 2014 05:30 405
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author