olenenyok (olenenyok) wrote,
olenenyok
olenenyok

Каким ты был, Катулл? Кого UNIUS ASSIS AESTIMO?

Оригинал взят у brazilnatal в Каким ты был, Катулл? Кого UNIUS ASSIS AESTIMO?

Посмотреть на Яндекс.Фотках

До нашего времени не дошли изображения Катулла, что вполне естественно - он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н. э.(667 год от основания Рима), в консульство Л.Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 86 г., 3-й в 85 г., 4-й в 84 г.).





По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца.




Развалины поместья Катулла

В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.

В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.

[Скульптура Катулла и картины]

Таким его видят современные итальянцы



Катулл читает стихи друзьям



Катулл и Лесбия. Не правда ли, очень похожи на современных итальянцев?





А тут больше греческого)



Тем не менее, мы можем утверждать с определенной долей уверенности, что он был симпатичным брюнетом, нормального роста, скорее всего худощавым - под конец жизни тяжело болел.



Исследователи XX века нередко намекают на его нетрадиционную сексуальную ориентацию, обвиняют в разврате, участии в массовых оргиях, в общем копаются в грязном белье.

Например: Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями, но по существу составляют законченный цикл. Псевдоним, избранный Катуллом для своей возлюбленной, должен напомнить о Сапфо (Lesbia — «лесбиянка»). И действительно, цикл как бы открывается переводом знаменитого в античности стихотворения Сапфо (стр. 84), в котором изображены симптомы любовного безумия.

Но вопрос не в лесбиянстве, вопрос в том, о чем я подробнее скажу чуть ниже - Катулл пытался выразить свои чувства, пытался найти что-то свое, а если не удавалось - заимствовал чужие стихи, в частности - стихи Сапфо, поэтессы с Лесбоса. Аллюзии были в то время столь же популярны, что и в наше.



Также можно утверждать, что он был достаточно храбрым человеком, не боялся писать эпиграммы на Цезаря и других известных персон того времени.



Но все это мелочи. Главное - его любовная лирика.  Самый крупный исследователь творчества Катулла у нас в стране, академик М.Л. Гаспаров пишет: «Значение Катулла в римской поэзии в том,что он страстно любил свою Лесбию и с непосредственной искренностью изливал свой пыл в стихах. Оно в том, что Катулл первый задумался о своей любви и стал искать для ее выражения новые точные слова: стал писать не о женщине, которую он любит, а о любви как таковой.

Поиск точных слов давался трудно. Нынешний поэт с легкостью бы написал „я тебя по-прежнему желаю, но уже не по-прежнему люблю“, и это было бы понятно.Но в латинском языке слово „любить“ означало именно „желать“, и для понятия „любить“ в нынешнем смысле слова нужно было искать другие выражения…

Это был тяжелый душевный труд, но результатом его было создание новой (для мужской поэзии) любви: не потребительской, а деятельной, не любви-болезни и любви-развлечения, а любви-внимания и любви-служения. Катулл начал, элегики завершили, а этот культ любви-служения перешел от римской „статичности“ к" вежеству" Средневековья, „светскости“ нового времени и „культурности“ наших дней. Он вошел в плоть и кровь европейской цивилизации».[Стихи о Лесбии]



Будем, Лесбия, жить, пока живы, 
И любить, пока любит душа; 
Старых сплетников ропот брюзгливый 
Пусть не стоит для нас ни гроша. 

Солнце сядет чредой неизменной 
И вернется, как было, точь-в-точь; 
Нас, лишь свет наш померкнет мгновенный, 
Ждет одна непробудная ночь. 

Дай лобзаний мне тысячу сразу 
И к ним сотню и тысячу вновь, 
Сто еще, и к другому заказу 
Вновь настолько же губки готовь. 

И как тысяч накопится много, 
Счет собьем, чтоб забыть нам итог, 
Чтоб завистник не вычислил строго 
Всех лобзаний и сглазить не мог. 

Хочешь, Лесбия, знать ты, наверно, 
Сколько нужно лобзаний твоих, 
Чтобы я не просил их безмерно 
И, с излишком довольный, притих? 

Как песок неисчетны крупицы, 
Сплошь усеявшие Ливии край 
По соседству Киренской границы, 
Где на сильфий всегда урожай, 

Меж святилищем в знойной пустыне, 
Где Юпитер судьбу говорит, 
И меж зданием, равным святыне, 
Древний Батт под которым зарыт, 

Или столько в безмолвии ночи 
Ярких звезд по дороге своей 
Устремляют бессмертные очи 
На любовные тайны людей, 

Столько жаждет Катулл ненасытный 
Обменять поцелуев с тобой, 
Чтобы счесть их не мог любопытный 
И смутить наговорами - злой. 

(Перевод Ф. Корша)



Катуллу дорого все, что окружает Лесбию. Он воспевает любимого ею воробья, потом пишет стихотворение в связи со смертью этой птички. Когда же Лесбия-Клодия начала изменять Катуллу, поэт глубоко страдает. Зато когда она снова с ним, поэт в восторге; хотя он говорит, что страсть еще пылает в нем, но уважения к любимой уже нет. Катулл бранит себя за малодушие, за то, что не может вырвать из сердца любовь. В одном из стихотворений он говорит себе:"Бедняк Катулл, не будь ты более
шутом, коль видишь, что прошло, считай, оно пропало."



Со своими пусть кобелями дружит,
Пусть три сотни их обнимает разом,
Не любя душой никого, но печень
Каждому руша.
Пусть мою любовь поскорей забудет!
По ее вине моя страсть погибла,
Как цветок в лугах, проходящим плугом
Раненый насмерть!
(Пер. А. Фета)



А самое яркое стихотворение - одновременно и самое короткое:

И ненавижу, и люблю. Чувствуя это, страдаю.








В наше время Катулл очень популярен. Издаются сборники его стихов, ставятся спектакли.





Чудесная постановка Театра имени Вахтангова.




Постановка Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева




Subscribe
promo olenenyok january 21, 2014 05:30 397
Buy for 100 tokens
Пока звучит музыка — продолжай танцевать… Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не…
Comments for this post were disabled by the author